Сегодня в нашей стране в большом количестве представлены
различные школы и направления единоборств (рукопашного боя) – от традиционных до
прикладных. Число школ единоборств постоянно растет – создаются новые школы и
секции, школы объединяются в городские, региональные, межрегиональные и
международные федерации. Количество занимающихся в школах единоборств
насчитывает сотни тысяч человек. Только в Красноярске, по данным на 2004 год, в
работу клубов и секций единоборств было вовлечено до 25 000 человек. Основным
компонентом, составляющим контингент занимающихся, являются дети и молодежь.
Институт единоборств, являясь широкомасштабным общественным
явлением и будучи вплетенным в ткань социального взаимодействия, заслуживает
пристального внимания социологов. И не только потому, что в социальных
взаимодействиях в рамках данного института задействовано огромное количество
людей, но и потому, что большинство занимающихся – дети и молодежь – люди,
которые в будущем станут во главе государства, будут определять судьбу страны.
С одной стороны, отмечая факты пополнения адептами
единоборств рядов криминальных элементов, есть повод рассматривать боевые
искусства как средство культивации агрессии и нетерпимости. Иные факты,
демонстрирующие успешность мастеров единоборств в общественной жизни, позволяют
смотреть на единоборства как на систему психофизического и духовного развития
личности. Среди вопросов, стоящих перед социологической наукой, можно назвать
следующие:
• Как влияет практика боевых искусств на духовный мир и
социальное поведение занимающихся?
• В чем состоят различия между различными направлениями
единоборств как видами деятельности?
• Каков характер имиджа единоборств в современном обществе
и как он соотносится с действительным положением вещей?
• Считать ли единоборства системой гармоничного развития
личности или относиться к ним как к средству культивации агрессии в обществе?
• Какими ориентирами следует руководствоваться при
осуществлении социальной политики в отношении единоборств в современном
обществе?
Ответы на эти и другие вопросы, эмпирические исследования и
теоретические обобщения в данной области составят комплекс научных знаний,
специальную социологическую теорию, которую можно обозначить как социологию
единоборств.
Специфика социологического подхода к исследованию института
боевых искусств заключается в анализе последнего как особой формы организации
участка общественных отношений. Задачами такого анализа является выявление и
анализ факторов, определяющих характер социальных связей в рамках института
единоборств, а также специфику взаимодействий последнего с другими субъектами
общественных отношений. Объектом специального анализа является роль единоборств
в формировании духовного мира молодежи, их оценка как фактора, детерминирующего
социальное поведение людей данной возрастной категории.
В проблематике социологических исследований в настоящее
время тема единоборств не представлена в необходимом объеме. Существующие
исследования немногочисленны и разрознены. Что представляют собой современные
единоборства как предмет социологического исследования? Обращаясь к современным
словарям русского языка и, в частности, к толковому словарю русского языка
С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, можно проследить три значения понятия
«единоборство»:
1. Бой один на один. В данном случае единоборство
понимается как ситуация поединка, рукопашного боя (ведение ближнего боя с
применением холодного оружия и подручных предметов или без них).
2. Разные виды рукопашного боя и самозащиты;
3. Единоборство в переносном смысле. Например, единоборство
человека с природой у В.П.Астафьева («Царь-рыба») или известная ситуация
шахматного единоборства Гарри Каспарова с компьютером IBM Deep Blue.
Опираясь на прямые значения понятия «единоборство», под
современными единоборствами как предметом социологического анализа мы понимаем
специфический вид социальной практики, включающей людей, вступающих в отношения
по поводу практики единоборств, практику различных видов рукопашного боя, а
также институализированную систему отношений между участниками данного вида
деятельности (школы, федерации, семинары, соревнования, фестивали и др.).
В литературе многообразие современных единоборств нередко
ошибочно именуют боевыми или воинскими искусствами. Применение терминов «боевые
искусства» и «воинские искусства» для характеристики существующих сегодня
единоборств, заставляет нас ограничиться рассмотрением только прикладных
(боевых) их видов, исключая другие (вопросы классификации единоборств
рассмотрены далее). Термин «единоборства», также как «рукопашный бой», в широком
смысле являются собирательными понятиями, обозначающими всю совокупность видов
современных единоборств. Анализируя воинские искусства как деятельность,
А.В.Кроп выделяет четыре ее структурных компонента. Предложенная структура, на
наш взгляд, характерна для всех современных единоборств:
1. метафизические, теоретические, эмпирические основания,
составляющие основу единоборств;
2. система целей;
3. методика достижения целей (совокупность приемов
физической, технической и психологической подготовки);
4. способ передачи знаний от учителя ученику.
Данная деятельность приобретает тот или иной акцент в
зависимости от уровня ее понимания, а также характера целей и задач, которые
ставит перед собой практикующий. По данному основанию А.В.Кроп также справедливо
выделяет два уровня понимания воинских искусств. Они же характерны и для
единоборств в целом.
Первый уровень – задачи узко практические, направленные на
достижение прикладных целей. Здесь единоборство – метод самозащиты или нападения
(решения конфликтов, ведения боевых действий и т.д.). Такой характер мотивации и
взглядов на единоборство можно назвать стереотипным. Он связан с реализацией
одной из базовых потребностей человека – потребности в безопасности с одной
стороны и с желанием достичь более высокого социального статуса путем развития
себя как бойца – с другой.
Второй уровень – понимание воинского искусства как системы
развития личности, имеющей свою специфику. Специфика системы отражается в
метафизических целях, способах их достижения и способах обучения. Здесь человек
соприкасается с системой философских воззрений, образующих мотивацию совершенно
иного рода. Например тайский бокс, каратэ.
http://www.kentavr-club.ru/combats/combats22.html