К VI–VII векам в народной среде армейские приемы, получив
новое осмысление, включались в систему сложных народных мистерий, ритуалов,
боевых танцев и переходили на уровень сложного таинства боевого искусства.
Народная среда давала новое, более глубокое содержание формам армейского ушу.
Таким образом, в триедином характере боевых искусств именно
народное направление позволяло синтезировать мистические элементы монастырского
ушу и практику армейских боевых искусств.
Каким образом происходила интеграция боевых искусств?
Во-первых, бродячие монахи, демонстрируя свое искусство в деревнях, искали себе
учеников в народной среде, открывая им тайный, эзотерический смысл того или
иного стиля. В более поздние времена уже настоятели монастырей приглашали
бойцов-мирян для подготовки монахов в боевых искусствах. Во-вторых, в эпохи Суй
и Тан (конец VI – начало X веков) создаются армии из простолюдинов путем
вербовки бойцов из крестьян. Благодаря этому весь комплекс боевых искусств (уи)
переходит в народную среду, переплетаясь с народной мистикой и самыми
невероятными верованиями.
В императорской армии возникла идея классификации воинского
мастерства, то есть особо отличившимся бойцам давались звания – своеобразные
воинские разряды. Это неудивительно, так как сам характер воинской подготовки
требовал непременных различий в уровне мастерства, зафиксированных на основе
неких формально-технических признаков. В народном ушу такого формализма просто
не могло быть, так как традиция духовной передачи в ушу стояла выше технических
элементов боя и не требовала определения понятия мастерства на основе набора
приемов. Настоящий учитель должен быть для своего ученика другом, тонко
ощущающим его душу. Только в этом случае возможно свободное развитие
индивидуальности подопечного. Благодаря общению, построенному на принципе "от
сердца к сердцу", в сознание ученика проникают доверие, признательность и
прилежание, и он сможет передать в будущем то, что получил от собственного
учителя. Таким образом, и в айкидо мы видим важный принцип мироздания и
восточного менталитета: единство любви, духа и тела, опирающееся на абсолютное
взаимное доверие.
Подводя промежуточный итог, сделаем вывод, о том, что
боевые искусства на Востоке стали единым универсальным средством для достижения
самых разных целей:
1. Для монахов (это метод приведения своего сознания и
организма в состояние, ведущее к слиянию с Дао или к обретению долголетия
(даосы), или к достижению просветления (буддисты).
2. Для военачальников и воинов (это метод совершенствования
технического мастерства ради достижения победы над конкретным противником.
3. Для адептов народных школ (это возможность обрести
внутреннее, духовное самосовершенствование и приобщиться к духовной традиции
предков, тем самым обретя новую форму существования. При этом для адептов
народных школ ушу духовное богатство зачастую становилось альтернативой
материальному благополучию, способом внутреннего противостояния неблагоприятной
внешней среде.
Во всех трех группах шло совершенствование техники боевых
искусств – как параллельными курсами, так и пересекающимися.
Школы боевых искусств на Дальнем Востоке
Основным местом, через которое передавалось учение, была
школа боевого искусства, причем понятие "школа" имело в первую очередь духовное
значение. Система школ возникла в XIII веке, когда началось осознание боевых
искусств как духовно полноценного явления. Это привело к мысли о том, что
необходимо накапливать и сохранять знания, вводя человека в тесный круг, прежде
всего, духовного общения, где все проникнуто единой мыслью овладения тайнами
ушу. Многие школы имитировали традиционные буддийские общины или даосские секты,
ставя своей целью достижение соответствующего идеала. На формирование и
структуру школ ушу повлияли как форма взаимоотношений внутри традиционной
китайской семьи, так и организация, и система обучения в даосских и буддийских
сектах. Созданию школ предшествовали многочисленные народные общества ушу,
носившие, как правило, массовый характер.
Разработка стилей ушу шла внутри школ, именно там
технический арсенал боя приобретал черты стиля – историю, легенды, ритуалы. Но,
желающих практиковать ушу в Китае были миллионы, а учение и внутренняя
психологическая обстановка школы воспринимались далеко не всеми. Поэтому за
рамками школы оставались так называемые "дворы боевых искусств", позволявшие
овладевать ушу только на внешнем техническом уровне. Школы имели свою
генеалогию, методики "внутренней тренировки", их члены широко практиковали
медитацию. Именно в школах шла истинная передача ушу, так как лишь их структура
и внутренний климат позволяли в полной мере не только сохранять знания в
концентрированном виде, но и беречь дух традиции ушу. Характер школы исключал
приход в нее случайных людей, и большинство ее членов своим основным занятием в
жизни считали практику ушу. Члены же "дворов боевых искусств" сохраняли свои
профессии и оставались крестьянами, торговцами, лодочниками, ремесленниками.
Структура школы вырастала из клановой организации китайской
семьи, поэтому и название школы соответствовало названию семьи. В свою очередь,
стили боевых искусств выросли и развились на базе школ, так как многие ученики,
покинув учителя, переезжали с места на место и передавали свое мастерство.
Естественно, и доля усердия, и мера способностей учеников одной и той же школы
имели различия, да и клановый характер школ вынужденно нарушался. Это приводило
к большей разветвленности и открытости боевых искусств. Но разъехавшиеся по
разным концам Китая люди продолжали сохранять ощущение принадлежности к общему
центру и единства взаимосвязей внутри структуры школы. Таким центром мог быть
Шаолинь, и совсем не обязательно было бывать в самом монастыре, чтобы ощущать
свою принадлежность к школе шаолиньцюань – достаточно было приобщиться к
традициям данной школы. В результате возникало множество абсолютно непохожих
друг на друга стилей под общим названием. То же характерно и для так называемых
подражательных стилей (тигра, змеи, обезьяны и т.д.). Для их последователей было
важно ощущать себя в рамках традиций, духа единого стиля, а их внешнее
проявление в форме приемов и комплексов вполне могло быть различным.
Следовательно, стиль - это психологическое отнесение себя к той или иной ветви
ушу, он не определяется общим техническим арсеналом.
http://www.kentavr-club.ru/combats/combats21.html