Итак, когда же возникло нин-дзюцу? Ответить на этот вопрос
одновременно и очень легко, и очень сложно. Легко, потому что многие элементы
этого искусства - следопытство, умение выслеживать врага, бесшумно
подкрадываться - связаны с охотой, а потому были известны уже первобытным людям.
Однако в средневековой Японии нин-дзюцу фигурирует не просто как набор
разрозненных методов, а как стройная система, опирающаяся на разработанную
теорию, то есть как особая наука и особое искусство. Наукой нин-дзюцу можно
назвать благодаря строго логичному, рациональному строю его принципов, но, с
другой стороны, оно, как всякое подлинное искусство не терпит шаблона и требует
подлинно творческого подхода от своего исполнителя. Поэтому, говоря об истоках
нин-дзюцу, важно определить с какого момента разрозненные элементы оказались
соединенными в единую систему.
Японские историки связывают становление нин-дзюцу в
качестве особой науки-искусства с влиянием знаменитого китайского трактата по
военному искусству "Сунь-цзы", который был написан приблизительно в V веке до
н.э. и в VII веке уже нашей эры завезен в Японию. В этой работе в главе
"Использование шпионов" китайский военный мыслитель Сунь У впервые в мировой
практике дал систематическое описание конкретных методов использования шпионов.
Однако вклад китайского стратега в развитие нин-дзюцу отнюдь не исчерпывается
этим фактом. В своем трактате Сунь У сумел сформулировать особый принцип
военного искусства, который пронизал нин-дзюцу снизу доверху и который, в силу
решающего значения для этого искусства, можно назвать его сущностью.
О чем идет речь? В третьей главе трактата, название которой
можно перевести как "Стратегическое нападение" (Н.И.Конрад) или как "Нападение
посредством стратагемы" (Л.Джайлз), провозглашается: "Сто раз сразиться и сто
раз победить - это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего - покорить чужую
армию не сражаясь". (Цита. по: Н.И.Конрад. Синология. М., 1995, с.28).
Как это достигается? Стратегическим нападением, или
нападением при помощи стратагем(по-японски "боряку", "бокэй" - "хитрость,
уловка, маневр, интрига, заговор, хитроумный план"). Стратагема - это такой
стратегический план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или
хитрость. Стратагема подобна алгоритму, она организует последовательность
действий в операции, незаметным образом вынуждая противника делать ходы,
выгодные для применяющего ее.
Способность предвидеть последствия поступков называют
стратагемностью. Раскрывая способность просчитать ходы в политической или
военной игре, а порой не просто просчитать, но и запрограммировать их, исходя из
особенностей ситуации и качеств противника, стратагемность служит образцом
активной дальновидности. Как метод составления и использования стратагем она
зародилась в глубокой древности и была связана с приемами военной и
дипломатической борьбы.
Умение составлять стратагемы свидетельствовало о
способностях человека, а наличие плана вселяло уверенность в успехе. Поэтому
издревле стратегия и стратегические планы стали пользоваться в Китае большим
уважением. Состязание в составлении и реализации стратагем шло во всем - от
политики до игры в китайские облавные шашки вэй-ци. Появился даже специальный
термин - чжидоу, обозначавший такую состязательность, а в процессе практики
составления и применения стратегических планов сложилась целая система из 36
классических стратагем.
Попав в Японию, стратагемы оказались в центре внимания
ниндзя, что вполне понятно, поскольку в тайной войне лучшая операция та, которая
имеет далеко идущие последствия, но при этом остается полностью невидимой для
чужих глаз. Хитроумные стратегические планы, основанные на психологической
манипуляции противником, представляли в этом плане целое сокровище, которым не
преминули воспользоваться "воины ночи".
Приведу два примера для иллюстрации использования стратагем
в ниндзюцу.
В середине XVI века князь Мори Мотонари воевал против даймё
княжества Амако. Начальник разведки Мори разработал хитроумный план для
ниспровержения Амако, который затем был с успехом реализован. По приказу
Мотонари из тюрьмы был выпущен приговоренный к смерти разбойник с условием, что
он будет шпионить в пользу князя Мори. Под видом паломника вместе с группой
пилигримов он направился в княжество Амако, но на границе на них напали
переодетые бандитами самураи Мори. В стычке "паломника" убили, после чего
самураи Мори нацепили ему на шею амулет, в котором было записано послание от
Мори к одному из военачальников Амако. Поскольку все это происходило на глазах у
"пограничников" Амако, те не преминули вмешаться, чтобы защитить бедных
паломников, но в результате им достались лишь мертвые тела скитальцев. Труп
шпиона тщательно обыскали и нашли письмо князя Мори. Из текста послания
явствовало, что не только адресат, но и еще несколько военачальников Амако
перешли на сторону врага. "Умный" князь Амако воспользовался этой находкой и тут
же казнил своих лучших полководцев, а через некоторое время его обезглавленная
армия потерпела сокрушительное поражение от войска Мори.
В некоторых версиях этой истории упоминается, что такой
план был разработан начальником разведки Мори неспроста. Дело в том, что он был
членом семьи, практиковавшей нин-дзюцу и враждовавшей с князем Амако. Поэтому,
когда Амако решил разделаться со своими недругами ниндзя, их представитель
разрабтал хитроумный план, чтобы "разобраться" с ним втихую, и "убрал" его при
помощи вышеописанной операции с участием князя Мори.
В этом случае была дважды использована стратагема N3 "Убить
чужим ножом". Однако зачастую так просто решить проблему оказывалось невозможно
и требовалось разработать план, в котором бы использовалось сочетание нескольких
стратагем.
http://members.tripod.com/~CombatMachine/kemp06_r.htm