В субботу и воскресенье ростовчане и гости нашего города
взлетали и падали — вовсе без крыльев, а с помощью наложения рук на различные
части тела: сторонники реального айкидо собрались на семинар, который провел в
городе серб Братислав Стаич. Андрей Рослый тоже взлетел.
— Чем реальное айкидо отличается от классического?
—Технику защиты, которую мы применяем, можно реально
применять для самообороны. Кроме того, у нас нет соревнований, самое важное —
это искусство. И третье — у нас нет буддизма, медитации, этих вещей. У нас —
искусство спорта.
— А разница между спортом и искусством в чём?
— В спорте есть соревнования, в основном. В спорте есть
определенные моменты, когда важна физическая форма, а у нас — искусство, где мы
техники применяем так, что мы не будем долго бороться, но нужно несколько
секунд, чтобы защитить себя и уходить — и не нужна физическая сила, достаточно
чтобы была отличная реакция. Ну, и в спорте очень мало здоровья, потому что
ресурсы теряются.
— Но, в принципе, и занимаясь айкидо, можно потерять
здоровье?
— В принципе, нет. Но, конечно, если не соблюдаются правила
клубов, некоторые могут получить повреждения. Но когда нормально тренировка
проводится, этого нету.
— Ну, вот я на себе ощутил — достаточно жёстко иногда
бывает.
— Ну…
— А тренер всегда чувствует грань?
— Да-да-да. Тренер всегда должен смотреть, наблюдать,
владеть ситуацией. Это очень сложно. Поэтому в мире мало хороших тренеров.
— А есть ли в России такие тренера?
— Ну, есть да, достаточно есть. В каждом городе несколько
тренеров. Мы давно начали развивать в России реальное айкидо.
— Есть такое мнение, что в айкидо приходят после какой-то
базы, что айкидо — высшая школа.
— Обычно занимается очень много бывших спортсменов,
дзюдоистов, каратистов, потому что у них очень мало — я не знаю, сколько, ну,
там после двадцати пяти — двадцати восьми лет человек уже соревноваться не может
дальше, не может заниматься серьёзно спортом. Это становится очень опасно,
возможны повреждения. А айкидо им интересно как более сложный вид, чем карате,
дзюдо.
— Вот такой достаточно дилетантский вопрос: за сколько лет
можно овладеть айкидо в той мере, чтобы свободно себя чувствовать в этом виде?
— Ну, я скажу так, просто. Если человек достаточно серьёзно
занимается этим делом, тренируется минимум три раза в неделю, проходит семинары
достаточно часто, я думаю, реальный срок — это десять лет, чтобы человек овладел
искусством, чтобы чувствовал, знал всё. Бывает раньше, бывает позже, это
примерно.
В то время как все просвещенное общество усиленно выясняло,
у кого спина белая, а кого отчисляют из университета, и всяким другим образом
отмечало 1 апреля, в зале спортивного комплекса РГУПС потели. Сначала
тренировка, потом показательные выступления, потом — в качестве закрепления
материала — сдача экзаменов.
На судейском столе синеет стопочка будо-паспортов —
главного, пожалуй, документа для тех, кто решил продвигаться по служебной
лестнице боевых искусств. В паспорте стоят отметки о сданных на ту или иную
степень мастерства экзаменах и посещённых семинарах. И хотя старая мудрость
гласит, что бьют не по паспорту, а по морде, в этом случае всё же рекомендуется
свериться для начала с документами, потому что реальное айкидо как раз и учит,
как вместо собственной морды предоставить пожелавшему ушибы, растяжения и
переломы.
Реальное айкидо родом из Югославии. Основываясь на том
айкидо, которое родом из Японии, основатель стиля Любомир Врачаревич, как тот
скульптор, отсёк все лишнее и создал жёсткую, сложную и необычайно популярную во
всем мире систему самообороны. Весь мир в зале не поместился, но Ростов,
Новочеркасск, Батайск, Аксай и Москва сумели найти место на татами.
В реальном айкидо не говорят по-японски, не совершают
красивых пируэтов и не рассуждают о гармонии. Внешне проводимые техники кажутся
даже несколько скупыми, однако это впечатление быстро проходит — используя
энергию противника мастер не просто укладывает, а впечатывает его в татами. За
каждым броском следует жёсткий болевой контроль — и стены ргупсовского спортзала
оглашаются сдавленным кряканьем.
Братислав Стаич, мастер WCRA и ближайший помощник
Врачаревича-основателя, провёл в Ростове три тренировки, мастер-класс и принял
экзамены на право ношения разноцветных и черных поясов. Делая людям больно, он
улыбается. Потому что это искусство — делать людям больно.
http://rostov.ru/sport/articles/2007/04/02/154706/