(Взгляд с даосской точки зрения, как я её знаю)
Опубликована в журналах "Кэмпо" и "Боевое Искусство
Планеты"
"Каждая вещь имеет свои свойства... Вещи становятся тем,
что они есть, когда люди дают им имена."
Чжуан Цзы.
"В большинстве японских школ приёмы с оружием
канонизированы. В Китае же считают, что сам предмет знает, как он может быть
использован, поэтому во многих школах Ушу поощряется импровизация при работе с
предметами - считается, что предмет подсказывает занимающемуся, что делать..."
Из беседы с учителем Ушу.
"Каждый вид оружия имеет свой характер, свою личность, и
нам лишь остаётся помочь этой личности проявить себя..."
Д-р Масааки Хацуми, глава школы Будзинкан Нинпо.
"В одном случае из ста оружие может спасти тебе жизнь, в
остальных девяноста девяти оно лишь затянет тебя в какую-нибудь глупую
историю... Если тебя кто-нибудь убьёт, не будет иметь значения, было ли у тебя
оружие - ты просто будешь мёртв. Но если оно у тебя будет - ты почувствуешь себя
этаким сверхчеловеком... Я знаю, какое это приятное чувство, когда у тебя на
бедре висит оружие - сразу ощущаешь, что глаза у тебя мечут молнии, роста в тебе
три метра, ты готов ко всему и тебе даже хочется приключений. В этом-то и
кроется опасность, потому, что всё это только кажется. Ты всего лишь слабый
человек, которого на удивление легко убить... Мастер считает, что испытание надо
проходить с голыми руками..."
Р. Хайнлайн. "Ворота в небо".
"Мудрый и необходимое не считает необходимостью, поэтому не
обладает оружием. Дюжинный человек считает необходимостью и не необходимое,
поэтому обладает многим оружием. Послушен оружию, поэтому и пускает его в ход
при своих домогательствах. Но тот, кто полагается на оружие, гибнет."
Чжуан Цзы.
"Как! Знатные люди вашей страны так стремятся выставить
напоказ орудие, которое служит признаком палача и выковывается только с целью
убийства, и в то же время вы скрываете тот член, без которого мы бы не были
рождены? Несчастная страна, где то, что дарит жизнь, считается позорным, а то,
что отнимает жизнь - символом благородства!"
Сирано де Бержерак. "Государства и империи Луны".
"Боюсь, вы не поняли, что с чем сопоставлять, - сказал отец
Браун, - Оружие было использовано необычным образом - вот что главное. Люди,
стоявшие на крепостной стене думали, что нож пригоден лишь для рукопашной
схватки, и не сообразили, что его можно метнуть, как дротик. В другом же,
известном вам случае люди считали оружие, о котором шла речь, только метательным
и не сообразили, что стрелой можно заколоть, как копьём. Короче говоря, мораль
здесь такова: если нож может стать стрелой, то и стрела могла стать ножом."
Г. Честертон. "Небесная стрела".
"Привычность мысли надо гнать - столовый нож оружьем может
стать."
"Используй то, что под рукою и не ищи себе другое."
Пословицы.
"Сигурд вспомнил, как он и еще тройка 'почек', гордых
серыми форменными плащами, заявились на бахчу к наставнику Фарамарзу и попросили
- да нет, потребовали сократить часы занятий с каменным ядром за счет увеличения
объема секирного боя. И в тот день подтвердились все легенды о дурном характере
наставника Фарамарза. Тощий, костлявый Внук Богов - так именовались учителя на
официальных встречах - погнал Сигурда в оружейную за топорами, заставил учеников
вооружиться, а потом избил всех четверых, тщетно машущих своими секирами, избил
собранными им дынями и арбузами."
Г.Л. Олди. "Сумерки мира".
"Совершенный человек превращается в толкущего рис, когда он
толчёт рис."
Даосское изречение.
Оружие - древнейшее изобретение человека. Нож, копьё,
дубина - все эти вещи были изобретены гораздо раньше колеса. Каждый этап
развития человечества нашёл своё отражение в оружии. По истории оружия - от
каменного топора до межконтинентальной ракеты - можно проследить историю
человечества.
Что же такое оружие? Что роднит между собой меч и пулемёт,
кастет и атомную бомбу? "Оружие - предметы, предназначенные для поражения
(ранения, выведения из строя, уничтожения) противника." Оружием мы называем
вещи, предназначенные для того, чтобы помочь нам победить противника (порой в
качестве противника выступает животное, тогда мы говорим об охотничьем оружии),
вещи, предназначенные для того, чтобы сделать нас сильнее, быстрее, опаснее для
врага. Вещи, предназначенные для того, чтобы помочь нам сражаться. Вещи,
предназначенные для боя.
"Каждая вещь имеет свои свойства... Каждый вид оружия имеет
свой характер..." Свойствами предмета определяется возможность применения его в
том или ином качестве. Подчёркиванием и усилением отдельных свойств предмета
достигается его специализация. К примеру, копьё или пика были получены усилением
колющих свойств палки, а подчеркнув и увеличив длину копья - его свойство,
позволяющее поразить противника с дальней дистанции, когда меч или топор ещё
бесполезны - получили "сариссу" - семиметровое копьё македонского пехотинца.
Совокупность свойств предмета даёт его характер. Характер оружия в значительной
мере диктует тому, кто использует это оружие, что ему следует делать. Так,
например, форма рукояти некоторых боевых ножей вынуждает бойца держать нож тем
способом, который принято считать правильным в европейских системах боя на
ножах: любой другой хват не годится - рука будет чувствовать себя неуютно и
инстинктивно придет к "правильному" положению. Большинство видов оружия не
навязывают так жёстко способ их использования, но характер оружия всё же
вынуждает его хозяина действовать определенным образом. Так, например, абсурдна
попытка колоть цепью, невозможно резать гладкой палкой. Если владелец оружия
сопротивляется естественному характеру оружия - это затрудняет или делает
невозможными его действия, если же следует ему - он будет мастерски владеть этим
оружием.
Однако у всех видов оружия есть одно главное свойство, одна
доминирующая черта характера - это их предназначение, их цель. Оружие должно
помочь нам сражаться, и оно помогает нам в этом даже когда мы того не хотим.
Оружие создано для боя. Поэтому оружие "хочет" принять участие в бою, и это своё
желание оно передаёт хозяину. Здесь есть своего рода парадокс: чтобы хорошо
владеть оружием, надо действовать в согласии с его характером, но характер
оружия побуждает к агрессии, вызывает желание вступить в бой, что очень и очень
плохо. Оружие вызывает ощущение силы и в то же время желание испробовать на
ком-то эту силу. Это особенно хорошо заметно на примере личного оружия, но это
верно и в более крупных масштабах. Даже сильная армия - оружие - зачастую
вызывает у страны - владельца - желание её опробовать. Это ощущение силы обычно
ложно, но оно обладает очень сильным влиянием на человека: попробуйте подойти к
незнакомой собаке один раз с пустыми руками и один раз с палкой; представьте
себе, что ночью в глухом переулке к Вам подходит мрачного вида человек - какой
будет Ваша первая реакция, первая мысль? - а теперь представьте себе ту же
ситуацию, но у Вас в кармане нож или пистолет - чувствуете разницу?
http://www.nunchaku-do.com/artc04_r.htm