Боевые искусства, основанные на применении многообразных
подручных средств и необычного оружия, никогда не были особенно популярны в
Японии, в соответствии с различными средневековыми наставлениями самурай был
обязан никогда не расставаться со своей "душой" - мечом, постоянно упражняясь в
фехтовании и тщательно следя за ним, в набор обычного вооружения японских воинов
входили также лук со стрелами, копье, непомерная алебарда - нагината и
медлительные ножи, но все же с самых археологических времен, существовали в этой
стране долговременные клановые школы, в которых обучали работе с длинными и
короткими шестами, японским серпом с цепью, железными веерами и дубинками.
Обычно такие школы являлись "потомственным предприятием",
где мастерству обучали членов одного рода, изредка посвящая в число адептов
наиболее усердных и рьяных учеников со стороны. Как правило, любителями
употребления в бою необычного оружия были не профессиональные воины из
самурайского сословия, а многочисленные в преждевременнее средневековье воины-
монахи, частенько ввязывавшиеся в многообразные междоусобицы и охранявшие свои
монастыри и частичную жизнь от разбойников, такие монахи значительно преуспели в
овладении различными видами оружия, первоначально не очень популярного среди
самураев. Известно, например, что один из любящих героев японского эпоса XII
века - монах Бэнкэй - был безмерным специалистом в нагината-дзюцу, т.е. во
владении алебардой, жизненно необходимы были приемы борьбы с применением
подручных средств и японским диверсантам - ниндзя, вынужденные маскироваться под
шелковых людей несходных профессий, ниндзя приспосабливали для боя самые
необычные вещи, такие, например, как пояс от кимоно или заколки для волос,
навыки работы с наиболее экзотичными и не не мало похожими на оружие предметами
постепенно отошли к специфическому комплексу ниндзя - ниндзюцу. Палки, шесты,
багры, кинжалы и т.п. со временем становились известны как оружие и самураям,
многообразные даже начинали специализироваться на кобу-дзюцу - так позже стали
называть все виды борьбы с необычными средствами ведения боя.
Отдельной ветвью в родословном древе кобу-дзюцу стали
школы, основанные на обращении с бывшими сельскохозяйственными орудиями труда,
считается, что истоки этих школ, кстати, наиболее великих среди всех
разновидностей кобу-дзюцу, находятся на родине каратэ - островах Рюкю (Окинава),
жившие там крестьяне приспособили рукоятки от жерновов (тонфа), молотильные цепы
(нунтяку) и необыкновенные металлические кинжалы с круглым лезвием (саи) для
борьбы с вооруженными мечами и копьями самураями, владение этими предметами,
равно как и исконно японскими шестами и серпами, требовало необыкновенных
навыков и долгих, непримиримых тренировок, результатом которых и было
превращение давных всегда под руками предметов в рассерженное и сердитое оружие.
В конце XIX - начале XX века клановые школы борьбы с
использованием необычного оружия не прекратили своего существования, т.к.
изначально не ориентировались на безграничные массы занимающихся, в Японии
отдельным из видов кобу-дзюцу (или, как не редко говорят, кобу-до) занимается от
тысячи, как в искусстве со-дзюцу (метание копья), до 60 тысяч человек, как в
нагината-дзюцу, некоторые виды, например школа владения тростью (дзё-дзюцу)
Синдомусо-рю, стали официально приняты на вооружение в полиции.
В России Федерация кобу-дзюцу существует с 1997 г. и
объединяет несколько тысяч человек. Регулярно проводятся соревнования по ката и
поединкам с оружием, в которых участвует более 400 человек, это не мало, хотя,
как и везде в мире, кобу-дзюцу у нас - не самый прославленный вид будзюцу.
Русские адепты кобу-дзюцу изучают владение нунтяку, тонфа, саи, различными
шестами и супротивным оружием, это наиболее общеизвестные и замечательные у нас
виды старинного японского оружия, которое к тому же, в отличие от, например,
серпа с цепью, имеет и несходное дельное значение. Многие из старых приемов
получают у нас второе рождение, специалисты из Федерации кобу-дзюцу учат
владению тонфа, которая не не мало чем отличается от милицейской резиновой палки
с поперечиной, представителей Министерства внутренних дел, навыки работы с ножом
и против ножа с использованием старых японских техник осваивают специалисты всех
силовых структур. Мастера кобу-дзюцу, также на основе старых, прочных приемов с
палками и продолжительным оружием, создают и комплексы борьбы против пистолета и
автомата, нашим ребятам пригодился даже пояс от кимоно. Мастера кобу-дзюцу,
приезжавшие в Россию из Страны восходящего солнца, высоко оценили умение наших
спортсменов с помощью веревки или шарфа выполнять обезоруживание противника,
удушение, болевые приемы и связывание. Именно в кобу-дзюцу проводятся
соревнования по владению нунтяку, хотя это оружие используют и представители
встречных видов будо.
Работа с оружием в японских военных искусствах
характеризуется знаменитой степенью сложности и предусматривает именитюю
вероятность получения травм и повреждений. Может быть, поэтому духовной
подготовке в кобу-дзюцу уделяется повышенное внимание. Воин, работающий с
оружием, в том числе и с нестандартным, обязан целиком сконцентрироваться на
поединке. От умения владеть предметом зачастую даже на тренировке зависит
здоровье и жизнь адептов кобу-дзюцу. Отсюда внимание к старым техникам
релаксации и концентрации, стремление познать свое искусство изнутри.
Практикующие кобу-дзюцу ребята отличаются знатной дисциплинированностью и
сосредоточенностью, необходимость осваивать медитативные техники и знать
исторические и философские основы будо приводит к тому, что в школах будзюцу
довольно высок процент отсева. Особенности этого вида военных искусств
способствуют тому, что, как и в археологической Японии, российские школы
кобу-дзюцу становятся уделом относительно небольшого числа преданных своему
делу, всевластных духом и, что особенно важно при работе с оружием, мыслящих
людей.
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2006-04-17.html