5. Практика меча, также очень важна при отработке
двух других аспектов Воинского Искусства; то есть: дистанции (маай), и
способности "читать", когда противник намерен вас атаковать.
В айкидо, обучение меча состоит из нескольких частей; субури - ряд ударов и
перемещении с мечем, которые выполняются в соответствии с правильным ритмом
дыхания и равномерным распределением силы. Также имеется хаппо-гири_- где мы
выполняем удары в восьми направлениях. Эти действия, могут выполняться дэси
индивидуально в любое время, что одновременно улучшит техники тайдзюцу, но при
условии постоянной практики.
Также имеется практика с партнером – например меч против меча, меч против дзё
или меч против безоружной руки. Меч против руки - это Тати-дори(забирание меча),
что относится к завершению техники, в то время как, меч против дзё илидругого
меча, это - хорошее подспорье, для выработки понимания дистанции(маай),
правильной позиции (камаэ) и способности "читать" намерения противника.
6. Практика с партнером включает ряд техник - удары, блоки, уходы и
контрдействия, которые сначала выполняются медленно на расстоянии, потом ближе и
быстрее, пока они фактически не будут напоминать бой на мечах. Во время практики
с партнером, одна из наиболее важных концепций - это принцип авасэ или слияния с
противником.
7. Этот принцип, одновременно отрабатывается обоими партнерами,
координирующими их дыхание с выполнением технического действия, в течение одного
тактического перемещения. Невозможно эффективно атаковать на вдохе, а также
провести отвлекающий манёвр, потому, что вам не хватит воздуха в лёгких, чтобы
завершить технику. Следовательно, важно дышать правильно, и эта способность
вырабатывается благодаря практике меча с партнером.
На продвинутых этапах практики с партнером, вы будите иметь двух и даже трех
нападающих вооруженных мечами, так что становится очевидно, что дистанция (маай)
и движения тела (тай-сабаки) весьма важны.
В уличном бою, вы также должны использовать этот вид дыхания, так как наблюдая
за ритмом дыхания противника, можно определить, когда нападение неизбежно.
Однако, это понимание можно развить, только через регулярную практику меча,
которая включает технику правильного дыхания.
Эта статья, охватила большинство аспектов практики меча в Айкидо, и должна
заинтересовать практикующих кэндзюцу.
P.S. В айкидо мы не проводим турниров, потому, что это - Воинское
Искусство, и характер технических приёмов настолько опасен, из-за своей
завершенности, а также используемое оружие, делает невозможным создать
спортивную версию этого Будо.
АЙКИДО И ОРУЖИЕ: ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО?
Споры о том, включает ли Айкидо тренировки с оружием, это старая тема нашего
журнала, по этому поводу, много раз выступали оппоненты с обеих сторон на
страницах нашего журнала. Я наблюдал за этими дебатами, не принимая в них
участие и сейчас, хотел бы добавить несколько вещей, которых я не встречал
где-либо еще.
Во-первых, я думаю резонно начать с обзора позиции Морихэя Уэсибы на
предмет оружия. Без детального рассмотрения исторической оценки этого предмета,
позвольте мне привести несколько фактов. Так мы имеем документально
подтверждённые факты, что в течение последних десяти лет, основное техническое
влияния на Айкидо оказало Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Учитель Уэсибы, Сокаку Такэда,
был мастером фехтования и знатоком оружия, потратившим многие годы своего
образования на изучение различных видов оружия. Такэда всего лишь внедрил оружие
в технику дзю дзюцу, как наиважнейший компонент его обучения воинским искусствам
в те годы, когда ношение меча было запрещено законом. Будзюцу Такэды было
всесторонне естественным и никак не могло рассматриваться, как ограниченное
единство техник дзюдзюцу. Техники Дайто-рю были построены на принципах меча.
Другой факт: с 1942 и до конца 1950 гг., Морихэй Уэсиба потратил очень
много времени в своем деревенском додзе в Ивама на эксперименты развития айкикэн
и айкидзё. Один из его основных студентов, того периода, Морихиро Сайто, был
первоучастником-очевидцем этого процесса наполнения знаний и усилий основателя
прослеживаемого в айкидо Сайто-Сэнсэя сегодня.
Один из критикующих голосов сегодня, против вышесказанного, звучит примерно
таким образом: "О-Сэнсэй был просто любителем (поверхностным участником) в
области оружия и никогда по настоящему не развивал эту часть тренировок в
окончательном варианте, как тайдзюцу или технику пустых рук". Проблема данного
взгляда в том, что этот период времени занимает примерно двадцать лет. Возможно,
что это достаточный промежуток времени для опытного мастера в воинских
искусствах, как Уэсиба для интеграции знаний о своем теле через технику.
Вспомните, также, что в начале 1937 основатель предпринял конкретные шаги для
выставления себя самого, как мастера классического базового оружия Касима
Синто-рю в своем Кобукан додзе. Его клятва на крови даже оказалась
зарегистрированным рекордом этой школы.
Дальше больше, я хотел бы обратить внимание на то, что множество терминов
Айкидо заимствовано из кэндзюцу. Такие слова, как тэгатана, сёмэн ути, екомэн
ути и сихонагэ в чистом виде отражают основу знаний фехтования. Таким же
образом, основная характеристика техники движения тела в айкидо,
ириминагэ,базируется на "тычковом" (колющем) движении и входе с мечем.
Существует факт, что полная концепция ирими или входа заимствована из техники
меча.
Давайте будем честны: изучение и практика оружия было долгое время страстью
основателя. Те, кто предлагают другие варианты, игнорируют историю Айкидо, либо
преследуют политические цели.
Это, однако, исторический факт, что основатель запретил практику кэн и дзё в
Айкикай Хомбу Додзе, включая группы Сайто-Сэнсэя. Теперь обнаруженный факт, о
чем я хотел бы рассказать сегодня! Это был сюрприз, что нынешнее Хомбу Додзе
опубликовало заявление - я ссылаюсь на опубликованные толкования в Додзе-тё
Моритеру Уэсибы и 8-го дана Масатаке Фудзиты - что тренировка с оружием не
является частью Айкидо?
Ответ на данный вопрос включает или нет тренировочный процесс в Айкидо
тренировки с оружием зависит от определения авторитета, у которого вы
консультируетесь. Нет универсально принятого соглашения о том, что же такое
Айкидо, только техника или философия. Тем не менее, средний занимающийся,
смотрит на своего обучающего инструктора, как на окончательного авторитета в
изучаемом им предмете. Даже организация не может злоупотреблять этой точкой
зрения. Так мы серьезно подошли к препятствиям, создаваемым группам, работающим
с оружием, которые были продемонстрированы в последнее время много раз.
Как иллюстрацию, позвольте показать организацию Айкикай Хомбу изнутри – особенно
тех, кто официально занимает позицию исключения тренировок с оружием – такие,
хорошо известные мастера, как Сёдзи Нисио, Нобуёси Тамура, Казуо Тиба и Мицунари
Канай и множество других, включают йайдо в свой курс обучения. Никто не пытается
помешать им, делать это.
Из этого я заключаю, все споры сводятся к семантической игре слов. Невозможно
дать удовлетворяющий ответ на вопрос об оружии и Айкидо, который бы убедил всех.
Все аргументы в мире о достоинствах или недостатках таких тренировок не смогут
изменить данный факт. Те, кто персонально обучают защищая тренировки с оружием,
или те кто придерживаются окончательного вывода, что тренировки с оружием
несущественное приложение к технике тайдзюцу, будут продолжать соответствовать
своим пристрастиям. Те, кто убежден, что тренировка с оружием это вред или
неподходящее, неуместное занятие для их прогресса в тайдзюцу, выбросят оружие
все вместе и унаследуют предубеждения, оправдывающие их веру.
Последнее ли это слово по данному предмету? Я сомневаюсь в этом, но я надеюсь
получить какие-либо новости в будущем, для продолжения данного спора.
Стенли Пранин
http://aikido.kombats.ru/index.php?mod=text&type=practica&id=1119432094&uses=83792f4b7b0f93460503cbcb41620e52