Все, что
является внутренним содержанием нашей жизни — мысли, чувства, стремления,
намерения, желания и их проявления, — составляет психическую сферу человека.
Психологические качества юношей и подростков отличаются от таковых у взрослых. В
разбираемом нами возрасте эти качества только формируются, поэтому психические
процессы у разных индивидуумов происходят неодинаково: у одних действия
уравновешенные, у других поспешные и бесконтрольные, навыки неустойчивы; у одних
эмоции и возбудимость понижены, у других повышены; одни устают быстрее, другие
более выносливы; некоторые юные боксеры мобильны, проявляют инициативу, быстро
овладевают техническими и тактическими навыками, другие ограничены в своих
действиях, ведут бой однообразно, пассивны, не проявляют больших стремлений к
победе, третьи не учитывают своих ошибок во время боя, слабо реагируют на советы
и замечания тренера, а при сложной обстановке теряют самообладание и контроль
над своими действиями и т. д.
Подростки
постепенно приучаются контролировать свои действия. Интересы их делаются более
конкретными, они начинают понимать свои возможности. Но эмоции продолжают играть
большую роль в их деятельности. Удачное проведение комбинации в бою поднимает
настроение и побуждает к другим активным действиям. Неудачи приводят к унынию,
потере веры в свои силы.
Сила и
стойкость восприятий зависят от индивидуальных особенностей. Одни юноши-боксеры
лучше воспринимают целостные действия, не замечая деталей, другие, наоборот, из
деталей не умеют составить целостное действие. Кроме того, сам характер
восприятия у одних более механический, у других — осмысленный, критический.
Образные представления в этом возрасте еще очень влияют на степень овладения
навыками. Самыми сильными представлениями у юношей являются двигательные. Эти
представления могут быть точны, если юноша видел выполнение действия и, что еще
лучше, воспроизводил их. Видя на ринге бой хорошего боксера, молодые боксеры
вспоминают его действия и стараются их повторить. Следует считаться и с тем, что
не у всех подростков и юношей представления одинаковы: у одних яркие,
отчетливые, устойчивые, у других — яркие, но малоустойчивые, у третьих — и
смутные и неустойчивые. Это зависит от качества двигательной памяти.
Подростки
и юноши отличаются большим воображением и могут представить будущий бой. Вот
почему важно, чтобы тренер хорошо показывал технические приемы, практиковал
совместную тренировку с боксерами высокого класса, устраивал показательные
тренировки, организовывал посещение соревнований, в которых участвуют хорошие
боксеры, просмотры кинофильмов и т. д. Чем ярче и красочней представление
движений и действий, тем точнее их воспроизведение и на этом основании —
творческое выполнение этих движений; чем богаче опыт боев юного боксера, тем
больше материал, которым располагает его воображение.
Для
развития воображения следует чаще пользоваться такими упражнениями, как условный
бой с противником. Юный боксер представляет себе противника, его активные
действия, отвечает ему на них, сам действует, представляя его ответы на свои
действия, и т. Д. На воображениях построена так называемая идеомоторная форма
тренировки (мысленная).
Важной
особенностью этого возраста является фантазия. Если считать, что это —
преобразование представлений, отражающих реальную действительность, для создания
новых представлений, то фантазия — процесс творческий и служит толчком к
последующей деятельности. Каждая тренировка юного боксера, какой бы
направленности она ни была, насыщена представлениями, воображениями и фантазией.
Преподаватель (тренер) должен умело направлять развитие этих качеств.