Для претворения двигательного
представления в его практическое выполнение есть лишь одно средство —
воспроизведение этого движения и действия.
Воспроизведение может
осуществляться методом обучения упражнению в целом (целостный метод) и методом
обучения по частям (расчлененный метод).
Целостный метод позволяет
формировать наиболее правильные двигательные навыки, соответствующие
индивидуальным особенностям занимающихся. Целостный метод, как правило,
применяется при изучении и совершенствовании какого-либо действия, состоящего из
целого комплекса движений, например прямого удара в голову левой и бокового
удара в голову правой, а затем левой снизу в туловище. Эти, следующие один за
другим, удары выполняются слитно, но требуют изменения положений тела,
перемещения массы тела с ноги на ногу, определенной последовательности усилий
отдельных групп мышц и т. д.
Расчлененный метод применяется
для изучения, исправления, совершенствования и закрепления отдельных частей
целого. После того как отдельное движение усвоено достаточно прочно, его
связывают с другими движениями: занимающиеся снова выполняют целостное действие,
обращая внимание на правильное воспроизведение той детали, которая изучалась
отдельно как часть общего действия. Например, при изучении и совершенствовании
прямого удара левой в голову сначала осваивается техника переноса массы тела
после толчка правой ногой на левую и небольшое вращательное движение туловища
вправо, потом — движение вперед левой руки для нанесения удара. Затем это
действие выполняется слитно. Часто целостные действия воспроизводят после
предварительного изучения его частей на более раннем этапе обучения.
Боксеры разной квалификации
могут совершенствовать отдельные движения, входящие в уже изученный комплекс.
Чем выше мастерство боксера, тем чаще он применяет целостный метод в изучении и
совершенствовании сложных действий.
Расчлененный и целостный методы
обучения взаимосвязаны. В процессе обучения боксу они используются поочередно по
схеме: целостный — расчлененный — целостный.
Правильно расположив группу
(занимающиеся не мешают друг другу, хорошо видят преподавателя, и он — их),
преподаватель вкратце дает характеристику упражнению. Если это один из
боксерских приемов, например прямой удар левой в голову, то преподаватель
сообщает, кто из известных боксеров успешно пользовался этим ударом, а если есть
возможность — показывает группе кинокольцовки или фотографии (через эпидиаскоп)
наиболее правильного выполнения действия выдающимися боксерами.
Преподаватель показывает и
одновременно называет упражнения. Этот способ доступен любому составу
занимающихся, он позволяет преподавателю объяснять назначение и другие
характеристики заданного упражнения или действия. Занимающиеся выполняют
движения одновременно .с показом их преподавателем. Он может исправлять ошибки
еще в этой предварительной фазе, тем самым добиваясь более точного выполнения
упражнения. При проведении занятий с детьми преподаватель может вести сюжетный
рассказ, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и
двигательному опыту.
Преподаватель может показывать
упражнение, не называя его занимающимся. После показа он или подает команды для
начала и окончания упражнения, или предлагает занимающимся копировать все его
действия, в том числе и паузы между упражнениями. Такой прием активизирует
внимание и способствует большей самостоятельности занимающихся. Им можно
пользоваться при проведении занятий с любым контингентом занимающихся, но
особенно на занятиях с детьми. Прием напоминает своеобразную игру. Дети очень
внимательно следят за преподавателем и стремятся возможно точнее скопировать его
действия.