В конце июня 2006 г. в Новосибирске на одном из семинаров
по рукопашному бою присутствовал живая легенда русского рукопашного боя,
создатель собственного уникального стиля ('русский стиль', стиль Кадочникова')
Алексей Алексеевич Кадочников.
Передо мной сидит спокойный, вовсе не широкоплечий, как
это, наверное, следовало бы ожидать, но подтянутый седовласый человек. Уже
пожилой, но хорошо чувствуется в нем военная выправка (хотя Кадочников - всегда
в штатском) и СТАТЬ, та особая СТАТЬ, которая говорит о строгом внутреннем
складе, сильном характере. Движения его размеренны, чуть замедленны, говорит он
тихо, но с напором, невольно заставляя себя слушать.
'Опасное сейчас время. Современный мир развивается
гигантскими темпами, в течение человеческой жизни меняется по несколько
технологий, не многие могут успеть за развивающимися наукой и производством. В
результате, все больше людей оказывается выпавшими из 'обоймы'. Растут
безработица, алкоголизм, наркомания, преступность. У большинства населения
отмечается низкая устойчивость к стрессам, отсюда болезни, инвалидизация.
Полыхают вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и стихийные бедствия -
пожары, наводнения…'
Слушаю Кадочникова и одновременно думаю: о чем это он? Ведь
он непревзойденный мастер русского рукопашного боя, создатель своего особого
'стиля Кадочникова', стиля, который находится на вооружении отдельных частей
российского спецназа, и который поэтому еще называют 'армейским стилем'? Так вот
пусть об этом и говорит. Зачем такой 'глобализм'? И Кадочников словно услышал
мои мысли.
'К сожалению, в сложившейся ситуации силовые структуры не в
состоянии гарантировать личную безопасность граждан. Человеку остается одно:
учится выживать в любой обстановке, будь то встреча с хулиганами в подворотне
или природные катаклизмы. Но не меньшей опасности подвергается и все государство
в целом, и людям, стоящим на страже безопасности страны, искусство выживания
необходимо в первую очередь'.
Так вот оно что! Только теперь я начал понимать, что приемы
русского рукопашного боя - это только одна из составляющих учения, что на самом
деле Кадочников говорит - проповедует! - об искусстве выживания в ставшем
опасным для жизни мире.
'Для того чтобы выжить, необходимы знания. Чтобы успеть за
техническим и научным прогрессом человеку необходимо в течение жизни до
трех-четырех раз практически полностью сменить образование. Стремление получать
знание - это тоже элемент выживания, которым, к сожалению, часто пренебрегают. В
целом же искусство выживания зиждется на трех основных силах - силах физических,
интеллектуальных и духовных. Их нельзя разделять. Если что-то начнет
'перетягивать' - быть беде. В нашем случае нужна гармония, триединство'.
На этом месте я вспоминаю, что действительно, о Кадочникове
говорят не только как о создателе стиля рукопашного боя, но еще и как о
разработчике уникальной системы выживания, которая проста и сложна одновременно.
Потому что это не просто система - это мировоззрение. Если человек его примет,
то у него все получится, нет - все труды будут напрасны.
Интересно, принимают ли его систему 'силовики'?
'Да, у некоторых я вижу такое желание. В то же время многие
хотят овладеть лишь техникой. Но она одна не дает всей полноты знания. Чтобы
научиться метко стрелять, недостаточно одной только позы. Нужны еще выдержка,
хладнокровие, уверенность в себе, и нужно четко знать, ради чего ты постигаешь
эту науку'.
Русский рукопашный бой - часть системы выживания. В то же
время он сам по себе представляет триединство духовных, интеллектуальных и
физических сил. Чтобы постичь искусство ведения русского рукопашного боя
недостаточно быть сильным и выносливым. Необходимо разбираться в вопросах
психологии, биомеханики, физики, математики. Говорят, что Кадочников первый
приложил инженерные знания при создании своего стиля.
'В нашей методике рукопашного боя мы опираемся на богатый
отечественный опыт, математическое моделирование, знание законов механики,
откуда мы используем систему рычагов, крутящий момент, смещение масс,
устойчивость стержней', - подтверждает Алексей Алексеевич.
'Стиль Кадочникова' в рукопашном бое - это что-то!
Очевидцы, здоровенные мужики, знающие толк в самбо, дзюдо, рассказывали мне, что
были потрясены, когда увидели как на одном из семинаров Кадочников, один и без
оружия, легко и непринужденно разбрасывает в стороны вооруженных штык-ножами,
палками, саперными лопаткам солдат, имеющих навыки рукопашного боя.
'Мне оскорбительно слышать, - говорит Кадочников, - когда
обо мне говорят, что стиль Кадочникова 'замешан' на язычестве (поклонение огню,
воде, солнцу и так далее), оккультизме. Мы - русские, с нами Бог. Дмитрий
Донской нанес на Куликовом поле поражение монголо-татарскому войску, имевшему
перевес в двадцать раз! Конечно, бывало, что славная традиция Русского боевого
искусства едва не прерывалась. Так, чувствительный удар по Русскому искусству
боя нанесло поражение при Калке, когда фактически погибла вся профессиональная
Русская дружина. Но православные князья вновь возродили дружины, а вместе сними
- и искусство боя. Одним из таких князей был святой благоверный князь Александр
Невский'.
Когда Алексей Алексеевич бывает в Новосибирске, он
обязательно приходит в собор во имя святого благоверного князя Александра
Невского поклониться чудотворной иконе святого и повидаться со свщенниками, с
которыми его связывает давняя дружба. Здесь же, в соборе Александра Невского, в
один из своих предыдущих приездов в Новосибирск с супругой, Кадачников венчался.
Иерей Константин Работа, протоиерей Александр Новопашин,
Кадочников А.А. и Александро-Невская дружина.
'Мне оскорбительно слышать, - говорит Кадочников, - когда
обо мне говорят, что стиль Кадочникова 'замешан' на язычестве (поклонение огню,
воде, солнцу и так далее), оккультизме. Мы - русские, с нами Бог. Дмитрий
Донской нанес на Куликовом поле поражение монголо-татарскому войску, имевшему
перевес в двадцать раз! Конечно, бывало, что славная традиция Русского боевого
искусства едва не прерывалась. Так, чувствительный удар по Русскому искусству
боя нанесло поражение при Калке, когда фактически погибла вся профессиональная
Русская дружина. Но православные князья вновь возродили дружины, а вместе сними
- и искусство боя. Одним из таких князей был святой благоверный князь Александр
Невский'.
Когда Алексей Алексеевич бывает в Новосибирске, он
обязательно приходит в собор во имя святого благоверного князя Александра
Невского поклониться чудотворной иконе святого и повидаться со свщенниками, с
которыми его связывает давняя дружба. Здесь же, в соборе Александра Невского, в
один из своих предыдущих приездов в Новосибирск с супругой, Кадачников венчался.
'Русское боевое искусство, - подчеркивает Алексей
Алексеевич, - это универсальная система выживания человека в любых экстремальных
условиях; система, воспитывающая гражданина патриотом своего Отечества,
приобщающая его к традиционным знаниям предыдущим поколений. Это особая
философия, особое мировоззрение, в основе которого лежит умение найти адекватное
решение любых проблем, благородство, стремление к самосовершенствованию. Смею
заверить, что человек, овладевший Русским боевым искусством, не пропадет ни в
лесу, ни в городе, ни в любой экстремальной ситуации'.
Дмитрий КОКОУЛИН.
http://www.rbsk.ru/library/84/134