Существуют истории о том, что во
время войны Фунакоси Ёситака и Эгами Сигэру обучали отряды специального
назначения. По сведениям Харада Мицусукэ, они работали в специальной школе
Накано, которая готовила военных разведчиков и диверсантов. Ученики школы в
течение одного года обучались подпольной работе и партизанской войне. Бой без
оружия также входил в программу обучения, а преподавал его Уэсиба Морикэи
(создатель современного айкидо).
Сам Морикэи Уэсиба был очень
хорошим бойцом, но когда его ученики пытались применять технику айкидо в
реальных условиях, они терпели неудачу. Айкидо слишком «технический» вид для
освоения его в течение одного года. Военное руководство решило рассмотреть
каратэ, как альтернативный вид боевой подготовки. Для этого были изучены
различные стили каратэ — Годзюрю, Вадорю и Сётокан. Годзюрю не подошло из-за его
акцента на тренировку ката Сантин, которое не находит практического применения,
по крайней мере, в начальной стадии подготовки. Техника Вадорю показалась
военным слишком «легковесной». Стиль Сётокан в исполнении Ёситака выглядел
впечатляюще, и ему предложили преподавать в школе Накано.
К сожалению, Ёситака в то время
был уже слишком болен, и поэтому практическое обучение вёл Эгами Сигэру. Он
ограничил своё обучение двумя техниками: тёкудзуки (прямой удар) и маэгэри (удар
ногой вперёд). Когда он начинал обучать группу, то выбирал из неё нескольких
учеников и предлагал им напасть на себя так, как они могут. Побеждая в таком
поединке, он мог практически доказать эффективность своей техники. Травмы были
очень частыми. Удары ногами, как правило, наносились по голени, при том, что все
ученики были в ботинках.
После войны Харада сэнсэй
встретил одного из тех учеников, которые учились у Эгами. Тот вспомнил, что
однажды в течение недели практически не мог ходить из-за таких ударов по голени.
Но травмы не были оправданием для пропуска тренировок. Если кто-то пытался
надеть защитные щитки, их немедленно снимали. Если случалась тяжёлая травма, то
до конца тренировки обращаться к врачу было запрещено. Это было жестоким
правилом, но все знали, что никаких врачей не было на поле боя. В целом, однако,
школа «Наканорю» успешно решала поставленные задачи. Военные были довольны
результатами такого обучения.
В 1943 году Фунакоси Гитин издал
новую книгу — «Каратэдо нюмон», в которой, как считают, Ёситака написал разделы
о технике каратэ, а его отец написал введение и историю.
Фунакоси Ёситака преподавал в
Сётокан додзё до 1944 или 1945 года. В 1945 году Ёситака серьёзно заболел и
практическое обучение в то время проводил Хирониси Гэнсин. Время от времени, в
последние два месяца или около того, Ёситака поправлялся и давал уроки. Во время
занятий Ёситака инструктировал и наблюдал, не занимаясь детальным обучением.
Иногда в конце занятия он вызывал старшего ученика (сэмпай) для спарринга.
Сэмпай атаковал, а Ёситака защищался и использовал только открытые ладони для
того, чтобы ударить противника или оттолкнуть его назад. Можно сказать, что он
«играл» с нападающим. Но даже эта игра иногда наносила травмы, и Эгами Сигэру
вспоминал о своём чувстве обиды после таких болезненных уроков.
Многие известные современные
мастера, например, Харада Мицусукэ и Касэ Таидзи, называют Фунакоси Ёситака
«величайшим мастером Сётокан». Однако, хотя его методы послужили развитию стиля
Сётокан в целом, он имел реальных собственных учеников. Харада Мицусукэ на
вопрос о том, кого можно считать учениками Ёситака, назвал имена Эгами, Окуюма
и, возможно, Хирониси во время войны. На этом ряд учеников закончился. Возможно,
что именно в этом причина того, почему имя Ёситака так редко встречается в
исторических исследованиях по каратэ.
Боец Ёситака
Насколько хорош он был? Это
вопрос, на который нельзя точно ответить не только относительно Ёситака, но и
относительно всех старых мастеров каратэ. Каратэ это не спорт, подобный боксу,
где мы имеем полные описания всех бойцов и очень часто фильмы об их лучших боях.
Не существует никаких фильмов о мастерах каратэ прошлого, часто не существует
даже их фотографий, а письменные материалы, как правило, скудны или пристрастны.
Все известные нам сведения о
Ёситака происходят, как правило, «из вторых рук». Харада Мицусукэ рассказывал о
нём, что «никто не мог блокировать удар Ёситака». Что касается фотографий, то
они всегда превосходны: его тело выглядит красивым и сильным, а его стойки
прочными, как скала.
Наследие
В 1945 году в самом конце войны
Фунакоси Ёситака умер. Причины смерти называют разные. Эгами Сигэру
предполагает, что он умер от болезни сердца. Есть версия о смерти от лейкемии,
связанная с тем, что Ёситака работал рентгенотехником. Более вероятно, что его
прикончила болезнь, которая следовала за ним много лет с раннего детства.
К его творческому наследию
относятся:
• введение низких стоек и
разворота туловища в положение ханми при нанесении ударов и в момент их
блокирования,
• создание техники нескольких
современных ударов ногами,
• разработка нескольких методов
обучения кумитэ,
• создание Тэн но ката и
внесение изменений в другие ката.
Сегодня можно много
фантазировать на тему о том, как развивалось бы каратэ, если бы Ёситака не умер
так рано. Эгами Сигэру размышляет об этом в своей книге «Дух каратэ», видя
жалкое состояние современного каратэ, в котором приоритет отдаётся победе в
соревнованиях, а не следованию каратэ, как жизненному Пути. Конечно, мир каратэ
был бы сегодня совсем иным, если бы он жил дольше. Вероятно, не было бы раскола
между Сётокан и Сётокай, но не было бы и спортивного каратэ. Но это — только
предположения.
Фактом является то, что,
благодаря Фунакоси Ёситака, возникли основные отличительные черты японского
каратэ, и он был тем человеком, который провёл линию раздела между окинавским и
японским каратэ.
http://phoenixkarate.tgn.ru