Постижение боевого предназначения базовой техники
Кёкусинкай — процесс длительный, по существу бесконечный. В него вовлекается
множество форм традиционной подготовки в каратэ (кихон, ката, кумитэ). В каждой
из них возможна разная глубина понимания.
Доступный для начинающих уровень изучения базовой техники
связан с ее прямым назначением в качестве защитных и атакующих действий. По
необходимости изменения положений тела и перемещения при исполнении техники
находят опору в базовых стойках, а также позициях, дисциплинирующих тело и
сознание.
Существенно, что тренировка начинающих уже включает
традиционные формы комбинирования атак, защит и контратак в перемещении.
Ключевыми здесь являются учебные формы иппон- и самбон-кумитэ, т.е. базовые
формы работы в парах на 1 шаг, а также на 3 шага. Они (особенно иппон-кумитэ)
чрезвычайно важны для понимания смысла базовой техники каратэ при взаимодействии
с партнером.
Стойки
Простейшая стойка ожидания фудо-дати является естественным
положением, в котором совершается первичное «собирание» тела и мобилизуется
внимание.
Стойка готовности йой-дати принимается с переходом из
ути-хатидзи-дати в хэйко-дати. При этом медленное выполнение выхода в йой-дати
сопровождается полным напряжением тела (мышц плечевого пояса и рук, живота и
ягодиц, а также ног) на выдохе. Это позволяет достигнуть телесного и
психоэнергетического единения, необходимого для ведения боя.
Стойка мусуби-дати обычно используется для медитации стоя,
в частности перед переходом в йой-дати (через ути-хатидзи-дати). При этом само
положение тела должно быть собранным, тело должно находиться в умеренном тонусе
(ноги плотно сомкнуты по всей внутренней поверхности, область таза и живот
упруго сгруппированы, сомкнутые руки образуют единое «кольцо» с плечевым
поясом). Стойки фудо-дати, мусуби-дати и йой-дати выполняются практически на
прямых ногах.
Другие стойки требуют того же телесного и
психоэнергетического единения, но предусмотрены уже для реальных боевых действий
в перемещениях. Соответственно это предполагает опускание центра тяжести и
сгибание ног, характеризующее «посадку» в стойках. Дзэнкуцу-дати характеризуется
смещением центра тяжести к передней ноге, кокуцу-дати — к задней ноге, а
сантин-дати является равноопорной и чрезвычайно устойчивой позицией.
Удары руками
Базовые удары в каратэ — это прежде всего разновидности
прямого проникающего (толчкового) удара кулаком - сэйкэн-цуки. Эти удары,
выполняемые на трех уровнях, одновременно просты и сложны, так как их правильное
исполнение содержит в себе квинтэссенцию принципов каратэ.
Сэйкэн моротэ-цуки может использоваться в бою, но в
программе 10 кю он имеет прежде всего постановочное значение. Его правильное
выполнение на месте в фудо-дати позволяет осуществить «собирание» всего тела,
центрировать удар, почувствовать, что такое фокусированная концентрация в
конечной точке и рефлекторный сброс напряжения после удара. При этом,
естественно, важно вначале правильно собирать (сжимать) кулак в позиции сэйкэн.
Выполнение моротэ-цуки в перемещениях (прежде всего в
дзэнкуцу-дати) идеально готовит правильное выполнение ударов передней рукой и
задней рукой, т.е. сэйкэн ой-цуки (10 кю) и сэйкэн гяку-цуки (9 кю). Гяку-цуки
часто выполняется после блоков или секущих ударов, где бедра расположены под
45°, так как поворот бедер во фронтальное положение дает увеличение силы удара
(инерция тела и сила толкающей ноги). Сходное соотношение в положении бедер
возникает при выполнении гяку-цуки при перемещении в дзэнкуцу-дати.
Правильное выполнение техники предполагает сохранение
фронтального положения бедер и собранных плеч в конечной точке, единовременное
ускорение ударной и реверсивной рук, использование инерции тела, толчковой силы
ног и одномоментное собирание тазобедренного и плечевого пояса, живота, а также
«замыкание» всех суставов рук и ног в точке контакта, где на завершении выхода
фокусируется концентрация энергии.
Следует учитывать также, что реверс свободной рукой - не
только вспомогательное действие, усиливающее удар, но также средство для
освобождения от захвата руки или возможность использовать локоть в
противостоянии попытки сближения или захвата противника сзади.
Овладение данной техникой является ключом к выполнению
производных видов проникающих ударов с иными ударными позициями и, отчасти, к
выполнению техник другого типа, в частности секущих ударов и блоков, где
задействован механизм реверса и т.д.
Сэйкэн аго-ути — удар кулаком в подбородок напоминает
быстрый боксерский удар. Это особый тип «импульсивно-рикошетного» удара, который
выполняется взрывным посылом кулака с плечом и бедром, чтобы произвести
мгновенное шокирующее воздействие на наиболее уязвимые для кулака части лица и
рефлекторно («рикошетом») восстановить исходное положение. Данная скоростная
техника эффективна в начале атаки как опережающее действие или отвлекающее
движение, а в защите — как мгновенная шокирующая контратака, особенно
неожиданная, если удар выполняется той же рукой.
Блоки
В программе белых поясов заложена основа всей защитной
техники каратэ - 4 базовых блока, выполняемых предплечьем на всех уровнях в
позиции сэйкэн и прежде всего в положении «ой». В конечной точке бедро и плечи
повернуты под 45°, что позволяет уменьшать зону поражения и эффективно
использовать усиливающее защиту скручивание бедер и туловища.
Сэйкэн дзёдан-укэ предназначен для защиты от атак по голове
сверху и прямых в лицо.
Сэйкэн маэ гэдан-барай предназначен в основном для
отражения прямых атак в живот (особенно ногами).
Сэйкэн тюдан ути-укэ движением изнутри отводит атаку в
голову и грудь за границы тела.
Сэйкэн тюдан сото-укэ движением снаружи с соответствующим
вращением тела и бедер сводит прямую атаку в туловище в сторону.
Кроме отражения ударов техника базовых блоков эффективна
при освобождениях от захватов - с условием, что противник будет выведен из
равновесия за счет необходимого смещения и изменения дистанции. При этом важно
стабилизировать стойку в момент завершения защиты.
При захвате реверсивной руки в технике дзёдан-укэ
правильная траектория движения позволяет ослабить захват и облегчает сбив
блокирующей рукой. Если блок приходится выполнять в положении «гяку», появляется
дополнительное преимущество для обхода противника сбоку и контратаки, в том
числе с контролем руки противника. При захвате реверсивной руки в технике
гэдан-барай ослаблению захвата способствует сведение руки к центру, что
облегчает сбив блокирующей рукой. При захвате руки, которая в гэдан-барай
отводится к уху на замахе, само это движение может стать освобождением от
захвата. Если захват только будет ослаблен, то следует переходить к другой
защитной технике, например к сбиву типа ути-укэ. Промежуточное положение в блоке
гэдан-барай может служить приемом освобождения от захвата за оба запястья.
Противник при этом ставится в неудобное положение, позволяющее контратаковать
разными способами.
В технике ути-укэ для ослабления захвата за ту или иную
руку либо за обе руки служит как выпрямление реверсивной руки, так и замах
защитной рукой. При этом вначале необходимо разорвать дистанцию, либо
повернуться к противнику боком, приняв устойчивую позицию.
В технике сото-укэ промежуточная фаза также служит для
ослабления захваченной реверсивной руки, а завершающая (при удержании захвата
или контроле руки противника) — для травмирующего воздействия на локтевой
сустав.
Умение комбинировать различные защитные техники открывает
широкие возможности для отражения ударов, а также для использования неожиданных
для противника приемов освобождений от захватов.
Удары ногами
Хидза гаммэн-гэри — базовый и одновременно постановочный
прямой удар коленом в лицо. Он служит для растяжки и правильного навыка выноса
бедра под 45°, который является ключевым для овладения другими ударами ногами.
При этом закономерно используется пружинистый толчок опорной ноги с переносом
опоры на тюсоку в фазе динамичного равновесия.
Производные удары коленом могут выполняться в вертикальной
(прямые), горизонтальной и наклонной плоскостях (круговые). Возможен также
боковой удар внутренней стороной коленного сустава снаружи в ближнем бою вне
зоны видимости противника.
Кин-гэри — базовый прямой удар подъемом стопы в пах. Он
выполняется с выносом бедра резким выхлестом голени от колена движением снизу и
вперед. Этот удар имеет исключительно важное значение для защиты и при этом
помогает сформировать навык, необходимый для многих ударов ногами - «расхлеста»
голени. От этого решающим образом зависят скорость (резкость) и, соответственно,
своевременность и эффективность ударов ногами.
Тюдан маэ-гэри тюсоку — прямой удар подушечкой пальцев ноги
в живот, выполняемый любой ногой из любого положения («ой» и «гяку»).
Удар задней ногой отличается большой силой и используется
преимущественно в атаках на длинной дистанции. Удар передней ногой хорош как
стопорный удар, позволяющий неожиданно атаковать при отходах и удерживать
противника на средней дистанции. Различные способы перемещений, смены стоек,
«разножки», отвлекающие движения и маневры позволяют использовать эту базовую
технику каратэ в широком диапазоне возможностей.
http://atemi.org.ru/?grup=90&doc=1041