Священное писание самурая, "Сокрытое в листве", гласит:
"Следует ценить золотую середину", но когда речь идёт о воинских искусствах,
даже в ежедневных тренировках самурай должен неизменно чувствовать, что его
мастерство превосходит мастерство соратников… Самурай, чья конечная цель
заключается с победе на поле брани, в одолении доблестного противника, является
истинным воплощением самурайской чести и мужества, неукротимым и рьяным".
Наибольшее внимание в среде буси уделялось важнейшим
разновидностям оружия - мечу, копью, алебарде, луку. Борьба без оружия всегда
имела второстепенный характер и практиковалась только как вспомогательное
средство "на чёрный день", так как самурай всегда носил при себе небольшой
арсенал и не расставался с ним даже ночью. Однако в любом виде рукопашного боя
требовался психофизический тренинг кэмпо.
Чаще всего в школах бу-дзюцу преподавали технику владения
одним-двумя из основных видов оружия на базе классического кэмпо. Школа бу-дзюцу
давала относительно узкую специализацию, но, кроме того, самураю полагалось
знать и зачатки других важнейших дзюцу (каноническое их число составляло
восемнадцать), чтобы столкновение с мастером другой школы не было для воина
роковым сюрпризом. Квалифицированный буси являлся в известном смысле универсалом
и мог со своим мечом, копьём или палицей, а иногда и просто голыми руками
успешно обороняться против многих противников.
Даже женщины в самурайских домах обучались владению
алебардой (нагината), а иногда также мечом и кинжалом, чтобы уметь в случае
необходимости постоять за себя, а главное - чтобы проникнуться духом воинских
искусств, понять устремления отцов, мужей, братьев и быть им верной опорой в
жизни.
Преподавая дзю-дзюцу самураям, их наставники подчёркивали,
кроме всего прочего, что самурайская борьба без оружия является "истинной наукой
японского народа", дающей ключ к пониманию многих философских и этических
вопросов мировоззрения японцев. Дзю-дзюцу требовала от изучающих её глубокого
знания анатомии человека, соблюдения диеты, выработки спокойствия и
хладнокровия. Только воин, способный сохранять самообладание при любых
обстоятельствах, мог эффективно применять приёмы дзю-дзюцу, невзирая на
вооружение или силу противника. И в этом случае определяющее значение имела
психологическая тренировка по системе дзен с её медитацией. Не менее важными в
борьбе были отработка выносливости, достигаемой в результате каждодневных
тренировок при работе над приёмами, и соблюдение диетических норм. Рацион
самурая не допускал излишков и включал в себя такие продукты, как рис, овощи,
рыба, фрукты. Летом на завтрак и обед подавались свежие фрукты и овощи (лук,
помидоры, морковь, редька, репа, капуста и т.д.), варёная рыба, рис и чай -
напиток, поднимающий жизненный тонус. Зимой пища воина оставалась такой же, с
тем лишь изменением, что в неё входили ещё лепёшки, а фрукты и иногда рыба
присутствовали на столе в сушёном виде. Считалось, что подобная еда всегда
поддерживает превосходное здоровье и укрепляет силу мускулов.
Хотя тренинг самураев в школах бу-дзюцу был строго
засекречен и взору изумлённых зрителей представали порой лишь его результаты -
тела, разрубленный от плеча до пояса, отражённые голыми руками стрелы, вспоротые
животы, - нет никаких сомнений, что этот тренинг имел много общего с подготовкой
мастеров в континентальных школах кэмпо.
Вот текст, извлечённый из классического трактата -
макимоно. В нём, как в капле воды, отражена вековая мудрость воинских искусств,
их философия и логика, психология и космогония. Подобные откровения существовали
в традиции многих школ. Их заучивали и повторяли как заклинание перед
тренировками и боем:
У меня нет родителей -
моими родителями стали Небо и Земля.
У меня нет очага -
Единое Средоточие (сайка тандзен) станет моим очагом.
У меня нет божественного могущества -
честность станет моим могуществом.
У меня нет средств к существованию -
покорность природе станет моим средством к существованию.
У меня нет волшебной силы -
внутренняя энергия (ки) - моя магия.
У меня нет ни жизни, ни смерти -
вечность для меня и жизнь и смерть.
У меня нет тела -
смелость станет моим телом.
У меня нет глаз -
вспышки молнии - мои глаза.
У меня нет ушей -
пять чувств - мои уши.
У меня нет членов -
мгновенное движение - мои члены.
У меня нет закона -
самосохранение станет моим законом.
У меня нет стратегии -
свобода убивать и свобода даровать жизнь
(саккацу, дзидзай) - вот моя стратегия.
У меня нет замыслов -
случай - мой замысел.
У меня нет чудесных свойств -
праведное учение придаст мне чудесные свойства.
У меня нет принципов -
приспособляемость ко всему (ринкёкэн) вот мой принцип.
У меня нет тактики -
пустота и наполненность (кёдзицу) - вот моя тактика.
У меня нет талантов -
быстрота духа-разума (тои сокумё) - вот мой талант.
У меня нет оружия -
доброжелательность и правота - моё оружие.
У меня нет крепостей -
невозмутимый дух (фудосин) - моя крепость.
У меня нет меча -
растворение духа в Пустоте (му-син) - вот мой меч.
http://www.aikidoka.ru/way/jutsu/jutsu6.shtml