— Кто больше всех повлиял на вас в Японии?
— Я посещал все возможные тренировки, и у меня были хорошие
взаимоотношения с многими инструкторами. Но Дошу был моим главным учителем. Он
мне очень нравился и я приходил на его тренировки каждый день. Масуда сэнсей,
Эндо сэнсей и Чихаши сэнсей были старшими учениками и обучали меня, но они
скорее были мне друзьями, нежели учителями.
Я учился у Осавы сэнсея и Ямагучи сэнсея, но попасть к
Ямагучи сэнсею было по-настоящему трудно.
— Почему?
— Я не знаю. Это было просто трудно. Но я думаю, что как
личность Ямагучи сэнсей неординарен. Он очень универсальный и человечный. Когда
вы говорите с ним, даже если вы не понимаете по-японски, вы вскоре забываете о
том, что он японец и начинаете понимать все что он говорит.
Я встречал многих учителей, которые в 25-35 лет были очень
сильными инструкторами. Когда я видел их десятью годами позже, они были уже
негибкими и слабыми. Их спина и плечи выглядели не лучшим образом. Я сказал
себе: "Это ненормально быть сильным на пять лет, а потом слабеть после этого.
Будо бережет нашу жизнь".
Сейчас Ямагучи сэнсею 70 лет и он приезжал во Францию в
прошлом июне. Что мне в нем нравится, так это его великолепное здоровье. Люди,
видевшие его, даже если им было по двадцать лет, говорили, что им бы хотелось
научиться двигаться также как он. До сих пор о стиле Ямагучи сэнсея очень много
споров.
— Как так?
— Ну, некоторые люди говорят: "Его техника не работает". Но
ничто в айкидо не работает. Ничто, вы понимаете, что я имею в виду?
— Нет, поясните, пожалуйста.
— Ёнке не работает, и никкё не работает без того, если я не
дам вам свою руку. Это просто послание, смысл которого вы постигаете через ваше
искусство, а не техника. Никто не силен.
Я думаю, что боевое искусство - это система для сохранения
вашей жизни, вашей целостности, независимости вас и окружающих вас людей. Это
должно происходить, если вы живете в гармонии со всем окружающим и с другими
людьми. Возьмите к примеру Майка Тайсона. Он очень сильный человек, но он был
просто нокаутирован дважды - и все два раза девушками. Он всегда оказывался в
ненужном месте в ненужное время. Задача будо - учить вас быть в нужном месте в
нужное время.
— Вы хотите сказать, что Ямагучи сэнсей постигал айкидо
филосовски?
— Нет. Ямагучи сэнсей никогда не упоминал о философии. Вы
бы никогда не услышали от него ссылку на О'Сэнсея. Вы бы никогда не услышали от
него разговоров про Ки или Кокю. И он никогда не говорил о философии, а только о
принципах, о том, что же такое айкидо, и про смысл техники.
— И как же Ямагучи сэнсей объяснил что есть айкидо?
Айкидо, говорил он, - это исследование в идеалах
самосовершенствования.
— То есть Ямагучи сэнсей говорит, что изменение себя
является частью смысла боевого искусства?
— Совершенно верно. Я думаю, что Будо, - дух Будо, - очень
важно для него. Говоря "Будо" я подразумеваю современное значение этого слова -
как систему обучения с определенными законами.
Сами законы очень важны, но люди должны исследовать их
самостоятельно. Хороший учитель тот, который помогает вам совершать открытие тех
законов, которые вам необходимы для продолжения жизни в гармонии с людьми.
Плохой учитель тот, который сам устанавливает законы, порой не имеющие смысла.
В Будо, если вам всегда сопутствует успех, у вас нет причин
продолжать обучение. Поэтому, я думаю, в Будо вы должны иногда ошибаться и
знать, что вы ошиблись. Далее, у вас есть возможность сделать некоторые вещи
лучше. В состязании у вас нет второго шанса; и если вы проиграли, то вам
остается только ждать следующих соревнований. Но в тренировке боевого искусства,
искусства айкидо, нет состязаний. У вас всегда есть еще одна возможность.
В айкидо мы всегда хотим выполнить идеальное движение.
Иногда вас атакуют очень хорошо и реально, а вы пытаетесь выполнить идеальное
движение. Но оно не работает. И тогда вы делаете это раз за разом, - еще раз
пытаетесь найти идеальное движение. И опять проигрываете. Если в айкидо мы хотим
постоянно выполнять технику наиболее чисто, мы проигрываем. Но цель остается
неизменной - пытаться сделать свою технику лучше. Это все, что мы должны
постоянно помнить, но мы забываем об этом очень легко.
Есть такой художник Ханс Менлинг, который никогда не
подписывает свои картины. Он только пишет на них: "Это моя лучшая". Я посещал
Иезуитский колледж и каждый день мы писали в наших тетрадках "Это мой лучший
день". Я думаю, что айкидо - то же самое: вы пытаетесь сделать себя лучше, - не
в смысле красоты, а просто лучше.
http://egor.gde.to/library/tissye.php