— Как вы думаете, Айкикай пошлет нового шихана из Хомбу
Додзе, если старый шихан вне Японии устанет работать?
— Я не знаю, что они предпримут в этом случае. Возможно,
кто-нибудь из Хомбу Додзе и захочет поехать за границу. Но я слышал, что в США,
например, некоторые айкидо организации имеют очень хороших учеников с 5-ми
данами. Хомбу Додзе не может отослать инструктора с 8 даном, а, если они
направят кого-нибудь с 6-м даном, то это будет давать возможность предполагать,
что американское айкидо не очень хорошее. Когда вы имеете своего ученика с 5 или
6 даном, а Хомбу Додзе присылает кого-то еще с подобным рангом, чтобы тот взял
руководство, то это означает, что ваш ученик в чем-то недотягивает.
Конечно, Хомбу Додзе должно сыграть очень важную роль в
судьбе айкидо за пределами Японии. В Хомбу Додзе есть несколько очень хороших
молодых инструкторов. У них очень чистая техника, они понимают международную
ситуацию и с ними очень приятно иметь дело. Их отношение отличается от подхода
некоторых старых шиханов. Когда они, например, едут за границу, то они не
изображают О'Сэнсея. Они очень дружественны с людьми, очень контактны. Они не
динозавры. У них высокий технический уровень и еще много чего. Это новое
поколение привнесет новый динамизм в айкидо.
— На что была похожа Япония, когда вам было 18 лет?
— Когда я приехал в Японию, у меня даже мысли не было о
том, на что она может быть похожа. Я там никого не знал. Я приехал в Иокогаму в
15:00. Как только я сошел с корабля, сразу же направился в Хомбу Додзе. В 19:00
я уже тренировался (по-моему тогда вел тренировку Саотоме сэнсей). После
тренировки я спал на уличной скамейке. Когда тебе 18 лет это не было проблемой.
На следующий день я пришел в 6:30 утра в зал и в первый раз
увидел Дошу. Он выполнял ирими нагэ, а я еще подумал: "Этот парень что-то не
очень хорош". Потому что он делал эту технику не так, как я ее привык видеть.
Это большая проблема в айкидо. Когда ты видишь что-то не так, как привык это
видеть, то думаешь, что это выполняется неправильно. Я продолжал думать, что
движение Дошу неверно на протяжении четырех или пяти месяцев, а потом,
разумеется, тренировка изменила мое сознание.
В то время, в 1969 году, в зале не было большого числа
иностранцев. Среди прочих там были Терри Добсон, Стэн Смит и Бад Уиллер. Бад
Уиллер поразил меня как очень сильный айкидока. Я был еще ребенком, а он был
мужчиной, может быть 30-ти лет. Но это впечатление сохранилось у меня с тех
времен.
Может быть из-за того, что я был молод, люди не
интересовались о том кто я и откуда. А я был очень застенчивым, и для меня было
проблематично найти контакт с практикующими.
Я приходил на занятия к Дошу каждый день. Я думал, что не
нравлюсь ему, но, как оказалось, он тоже стеснялся. Однажды он вызвал меня в
качестве уке. Затем, по прошествии нескольких месяцев, он стал вызывать меня по
разу в неделю, затем дважды в неделю и, наконец, каждый день. Так я стал
постоянным уке у Дошу.
— В то время О'Сэнсей был еще жив?
— Да, но к сожалению я его так и не увидел.
— Вы сразу стали жить в додзе? Вы смогли найти себе жилье?
— Я спал на одной очень хорошей скамеечке около недели, а
затем полицейский в парке сказал мне, что я не должен больше здесь оставаться. Я
ответил ему, что мне некуда пойти. Тогда он принес мне одеяло.
Позже полицейский отвел меня в молодежное общежитие. Я
пробыл там несколько дней пока не нашел подходящее жилье. Наконец я нашел
комнатку примерно на два с половиной татами в доме рядом с додзе и
непосредственно перед домом где жил Дошу. Я прожил там около шести месяцев.
— А что думала ваша семья, зная ваше желание уехать в
Японию.
— Я заявил, что хочу поехать в Японию, а они сказали: "ОК,
нет проблем". Но они же не думали, что я в самом деле поеду. Я работал целое
лето, купил на вырученные деньги билет и уехал.
http://egor.gde.to/library/tissye.php