— Ранее вы сказали, что идут переговоры о формировании
новой федерации путем объединения существующих Французских федераций. Может быть
это объединение поможет решить проблему?
— Я думаю, что если мы объединимся, то это решит многие
Европейские проблемы.
Сейчас в Европе группа Айкикай невелика. Например в
Германии пять или шесть федераций, только одна из которых - член IAF. Группа
Айкикай насчитывает около 2000 человек, что очень мало, если учесть, что всего в
Германии занимается айкидо около 20 000 человек.
Те же проблемы и в Италии. Группа Айкикай там насчитывает
около 3000 человек, хотя общее количество занимающихся гораздо больше. В Испании
и Англии группы Айкикай тоже очень малы.
Раньше, 20 или 30 лет назад, каждая национальная группа
имела одного учителя. Когда у вас занимается группа из 100 человек, такая
система подходит. Но когда группы имеют 5000 или 10000 человек, это невозможно.
Вы не сможете иметь одного учителя, контролирующего все в одной стране. Кажется,
что Айкикай порой этого не понимает.
Если мы решим нашу проблему во Франции - если мы сможем
установить новый организационный порядок, - то это поможет многим странам,
потому что они уже не могут развиваться под нынешним управлением.
— Будет ли новая система, в том виде как вы ее себе
представляете, подчиняться Айкикай Хомбу?
— В точности я даже не знаю. Главенствующее положение Хомбу
Додзе видимо не является ключом к решению проблем.
На последнем конгрессе в Токио Ямада сэнсей ставил на
голосование мнение, что не очень хорошо иметь одну аккредитованную организацию
на страну. Кто как не он знает, что в Америке, имеющей так много различных
групп, очень трудно заявлять "Одна страна - один голос".
Сейчас очень легко объехать Европу. К примеру, вы можете
добраться от Парижа до Лондона машиной за три часа. И очень легко добраться из
Франции до Германии. У меня около 5 000 учеников в Германии, но из-за правил
Айкикай я не могу проводить там экзамены, так как я не представлен от Айкикай в
Германии. Или людям приходится путешествовать из Германии во Францию, чтобы
получить французский диплом. Это не очень хорошо. Может быть Айкикай Хомбу
следует позволить некоторым людям присваивать степени в разных странах. (Конечно
могут возникнуть проблемы, поскольку учителя будут работать на перекрывающихся
территориях.)
— В США инструкторы "не японцы" не являются шиханами, даже
если они имеют 6 дан. В Европе та же ситуация?
— Я утвержден в качестве шихана Айкикай Хомбу, и я думаю,
что есть еще один или два французских шихана.
Я был 6 даном более 9 лет. И в то же время я аттестовывал
от имени Айкикай до 5 дана. В этом нет проблемы. У меня очень хороший контакт с
Хомбу Додзе. Когда я был в Японии, с 1969 до 1976 год, я даже не думал, что буду
когда-нибудь 4-м даном. В то время иностранцы могли иметь нидан или очень редко
сандан. Ёндан присваивался по-другому, поскольку экзамена на него не было. Когда
я получил свой 4 дан, то сказал самому себе: "Вещи меняются!"
Я возвратился во Францию в 1976 году, а в 1980 я получил
свой 5-й дан непосредственно от Хомбу Додзе. Мне кажется, что тогда Хомбу Додзе
предприняло другой новый шаг. В тот год, когда я был представлен на 6 дан, в
Стокгольме состоялся конгресс Европейского айкидо. Меня там не было, но
присутствовали многие японские шиханы. Конечно же один из них заявил: "Нам нужно
иметь японского шихана во Франции", Французы, бывшие там, конечно же сказали:
"Зачем нам инструктор с 6 или 7 даном? У нас есть Кристиан Тиссье с 6-м даном от
Хомбу Додзе". Кто-то спросил их:: "А Тиссье - шихан?", - но Фуджита сэнсей,
будучи Генеральным секретарем Хомбу Додзе заявил: "Если Тиссье является 6-м
даном от Хомбу Додзе, значит он - шихан от Хомбу Додзе." Мне кажется, что это
было принципиально новым шагом, предпринятым Хомбу Додзе.
Как сказал однажды Чиба сэнсей по отношению к Хомбу Додзе,
что айкидо может быть возрождено извне. Возможно даже, что иностранцы гораздо
более верны Хомбу Додзе, чем некоторые японцы, живущие за пределами Японии. Я
думаю, что будущее для Айкикай и японского айкидо будет в Америке и в Европе.
Молодежь буквально грезит Японией и известными
инструкторами. Это почти как магия. Наша работа состоит в том, чтобы подпитывать
эти мечты, а задача Хомбу Додзе - сделать мечту реальностью.
— Вы думаете, что уровень инструкторов Хомбу Додзе
изменяется?
В прошлом из Хомбу Додзе вышло много очень хороших учителей
с сильным характером - Тада сэнсей, Тамура сэнсей, Ямада сэнсей и др. Можно
сказать эти люди были элитой.
В наши дни не так то просто для Хомбу Додзе воспитать
элиту, потому что не так просто привлечь талантливых людей. Сегодня талантливый
молодой японец может позволить себе иметь работу, подружку и машину. Уровень
жизни ныне таков, что Хомбу Додзе не может предложить своим учидеши соответствие
этим стандартам. Таким образом, легко понять, почему талантливые люди могут
решить просто приходить в компании в Хомбу Додзе просто позаниматься. И Хомбу
Додзе должно уважать смелость и неординарность тех талантливых людей, которые
все-таки решаются быть учидеши.
Может быть, элита должна сказать молодым людям: "Если вы
войдете в Айкидо, готовьтесь пройти через очень трудный процесс отбора. Вам
понадобится быть очень хорошим мастером айкидо, постоянно шлифующим себя и с
сильной харизмой (чувство лидера). Если у вас есть все эти качества и вы
останетесь в качестве учидеши, вы станете членом общественной элиты". И может
быть тогда, когда людям по 22 - 23 года, они выберут между карьерой, к примеру,
врача или учителя айкидо. Может быть тогда у нас появятся качественные люди,
приходящие в айкидо. Но я почувствовал совсем не это, когда был в Японии
несколько лет назад. Айкикай размещал объявления в газетах о наборе учидеши. Они
даже не думали, что им нужны учидеши для формирования элиты. Они просто
нуждались в людях для заполнения додзе. Вот где проблема. Может быть Айкикай
нуждается в хорошем менеджере, чтобы заглянуть за свой привычный имидж, и может
быть тут нужен даже кто-нибудь далекий от айкидо.
http://egor.gde.to/library/tissye.php