Знаменитое интервью с Кристианом Тиссье, обладателем 7 дана
Айкикай, об истории развития Айкидо во Франции
— Сэнсей, вы начали изучать айкидо еще ребенком во Франции?
— Да. Мне было одиннадцать лет, и я уже занимался дзюдо. В
то время еще не было детских секций дзюдо, поэтому заниматься было очень трудно.
После наших занятий по дзюдо приходило три или четыре человека, которые изучали
айкидо. Я слышал, что в айкидо не нужно быть сильным, и что даже маленькие дети
смогут бросить очень сильного человека. Поэтому однажды я попросился в их
группу. Мне разрешили попробовать. Они были даже немного довольны, поскольку к
ним присоединился новый человек.
Моим первым учителем был Тавернье сэнсей. После двух или
трех месяцев, по-моему это был 1964 год, в Париж приехал Накадзоно сэнсей, и я
начал заниматься у него. В то время он обучал айкидо, - совсем немного времени
он уделял котодама (воспитание духа), но преимущественно он давал айкидо.
— Позвольте уточнить один момент. В то время Накадзоно
сэнсей был в Париже, а Тамура сэнсей в Марселе?
Первым в Марсель приехал Абе сэнсей. Когда Накадзоно сэнсей
приехал туда же, Абе сэнсей оставил свое додзе ему, а сам вернулся обратно в
Японию. Когда Тамура сэнсей приехал из Японии, Накадзоно сэнсей в свою очередь
передал додзе ему, а сам переехал в Париж. Накадзоно сэнсей, Норо сэнсей и
Тамура сэнсей были тогда одновременно во Франции.
— От других, кто занимался у Накадзоно сэнсея я слышал, что
он был очень строгим. Ваше мнение о нем такое же?
— В то время для меня Накадзоно сэнсей был очень и очень
важным мастером. Я не помню случая, чтобы он был действительно строг. Я только
помню, что он был очень харизматичным. Накадзоно сэнсей изучал много различных
боевых искусств, включая дзюдо и каратэ. Не думаю, чтобы он изучал айкидо очень
уж долгое время, но кажется, что его О'Сэнсей послал, будучи уверенным в его
способности руководить людьми. Накадзоно сэнсей был очень хорошим послом для
айкидо.
Учение Накадзоно сэнсея было наполовину айкидо, а
наполовину затрагивало духовные аспекты. Но когда вы решаете изучать айкидо, вы
выбираете физическую активность, а не рисование или медитацию. В первом случае
вы должны взбить свое тело, как тесто, для того, чтобы почувствовать искусство.
Если вам 16 или 17 лет, то вам недостаточно слышать, что айкидо - это любовь, -
для вас это ничего не означает. Вот почему я поехал в Японию.
— А много ли людей в то время занималось айкидо?
— Да. Тогда много людей занималось, но группы очень
различались. Около 800 человек занимались в группах Айкикай, которые входили в
Ассоциацию под руководством Накадзоно и Тамура сэнсея. Это была Association
Culturelle Francaise d'Aikido (ACFA). В нее входило 2 или 3 тысячи человек из
Федерации групп дзюдо под руководством Мочидзуки сэнсея. Когда я был в Японии,
около 1975 года, все группы айкидо объединились. Группа Айкикай "поглотила" все
другие группы и стала называться Союзом Национального Айкидо (UNA).
— И сейчас во Франции сохранилась эта организация?
— Нет, UNA в конечном счете опять разделилась, и сейчас она
не существует. В 1981 году появилось мнение, что айкидоисты должны выйти из
Федерации Дзюдо, членство в которой было очень комфортным, потому что мы могли
иметь и додзе, и татами, и деньги, и вообще что угодно. Но небольшая группа,
возглавляемая Тамурой сэнсеем, хотела большей власти. Некоторые люди думали, что
для айкидо будет лучше отделиться, если бы была создана Федерация Айкидо. Тамура
сэнсей спросил: "Если я выйду из Федерации Дзюдо, то вы последуете за мной?"
Сначала почти все ответили "да". Тем не менее, стало ясно даже еще перед выходом
из Федерации Дзюдо, что уже было решено кто будет президентом, секретарем и т.д.
в новой федерации. Половина людей отказалась покинуть Федерацию Дзюдо именно
потому, что новая федерация уже имела предопределенную структуру. Таким образом
возникло две федерации: Federation Francaise Libre d'Aikido (FFLA) и Французская
Федерация Айкидо, Айкибудо и Аналогов (FFAAA).
Так в 1981 году мы получили во Франции две больших
федерации айкидо. Они приблизительно одинаковые по численному составу (наша
может быть больше на 2 или 3 тысячи человек), и всего они объединяют около 50
тысяч практикующих. Мы ведем переговоры о создании новой федерации, и, может
быть, в этом году опять объединимся.
Положение дел во Франции отличается от США, поскольку
айкидо регламентировано законодательно. Существуют французские сертификаты на
степени дан и французские дипломы инструкторов. Для преподавания айкидо во
Франции более важным документом является не диплом Айкикай, а французский
диплом. Для преподавания вы должны иметь как минимум французский сертификат на 2
дан от Французской правительственной федерации. Такое положение дел не так уж и
плохо, поскольку мы можем контролировать тех, кто собирается преподавать. Такова
политическая ситуация во Французском Айкидо.
— Воображаю как много учителей Айкидо из других частей
света посещает Францию?
— Саотоме сэнсей приезжал во Францию. Также каждый год наша
федерация приглашает Эндо сэнсея, Нишио сэнсея и Ямагучи сэнсея. Вака сэнсей
приехал в январе.
— Политика французского айкидо похоже тоже довольно
запутана, как и в США?
— Да. Ситуация очень трудная. Тамура сэнсей является
постоянным членом Международной Федерации Айкидо (IAF), которая была учреждена
Айкикай Хомбу (руководящим органом Айкикай). Но федерация Тамура сэнсея еще не
имеет официального признания ни Айкикай Хомбу, ни IAF или Европейской Федерации
Айкидо. Наша Федерация зарегистрирована в IAF, которая регистрирует только одну
федерацию от каждой страны.
Во Франции только два человека имеют право присваивать даны
Айкикай: Тамура сэнсей и я. Поэтому очень странно, что его федерация не входит в
IAF. Можно подумать, что членство в IAF ничего не значит.
Я очень уважаю Тамура сэнсея. Мы друзья, и я не согласен с
позицией Айкикай Хомбу в таком положении дел. Если Айкикай Хомбу может кого-то
поддерживать, то я думаю будет правильно поддержать Тамура сэнсея, поскольку он
является известным шиханом Хомбу. Хотя я и рад, что Айкикай Хомбу признало мою
федерацию, но я нахожу его позицию очень странной для понимания.
http://egor.gde.to/library/tissye.php