1935-1938
годы. Уэсиба преследуется правительством за связи с организацией
Омото-кё (Уэсиба возглавлял ассоциацию Дай-Нихон Бу-до Сэн-ё Кай,
основанную в 1932 году для поощрения изучения боевым искусствам среди членов
Омото-кё). Было арестовано более 500 членов организации. Но глава
организации Омото-кё Ванисабуро Дэгути убедил власти в том, что Уэсиба
не был членом внутреннего ядра организации, и после напряжённого периода
неопределённости Уэсиба вновь смог вернуться к публичному преподаванию.
1938 год.
Уэсиба издал вторую книгу - "Бу-до".
1940 год.
Кобукан был реорганизован в Общество Кобукай. В этом же году был
организован Комитет содействия Бу-до. Председателем Комитета стал министр
социального обеспечения, а Уэсиба был назначен его членом.
1941 год.
Война принесла Уэсибе огромное напряжение. Он выражал недовольство
жестокостью и невежеством многих представителей вооружённых сил, а позже
признавался своим ученикам, что испытывал отвращение в необходимости
преподавания в Академиях шпионажа и военной полиции. Насилие и разрушения войны
представляли собой полную противоположность задаче и цели истинного бу-до:
воспитания и содействия жизни.
1942 год.
Когда война стала набирать силу, Уэсиба был сильно обеспокоен
несоответствием между его представлениями о мировом сотрудничестве и
действительным положением вещей. Вместе со своей женой Хацу он отправился
в городок Ивама в префектуре Ибараки и ещё раз занялся расчисткой земли для её
возделывания. Здесь он построил до-дзё на открытом воздухе и Храм Айки
(Айки Дзинзя), духовный центр всего движения, где почитаются
синтоистские боги, к которым Уэсиба относился как к защитникам
Айки-до, и который должен был служить духовным убежищем (более подробно
смотри Приложение). В то время он сказал: “Среди военных появляется всё
больше и больше людей, безответственных и неразборчивых в применении своей силы.
Они забывают о том, как важно помогать людям, облегчать их страдания. Скопище
глупцов, они приходят с напыщенным видом, демонстрируя свою жестокость, свою
ограниченность и бессмысленное уничтожение жизни. Какой идиотизм идти против
природы, против Воли Ками!”
Уэсиба говорил: “Путь бу-до заключается в том,
чтобы влить новую жизнь в изначальную универсальную жизненную силу, которая даёт
рождение всему. Для истинного бу-до важны гармония, любовь и
обходительность, но тех, кто сегодня стоит у власти, интересует только игра с
оружием. Они искажают бу-до, представляя его как орудие борьбы за власть,
жестокости и разрушения, и для этой цели они хотят использовать меня. Я устал от
их глупости. Я не собираюсь позволять им превратить меня в своё орудие. Я не
вижу другого пути, как уйти от мира”.
Уэсиба строго придерживался своих убеждений и учил всех,
кто хотел слушать: “Путь бу-до - в поиске союза бу-до с занятием
сельским хозяйством. Важно действительно осуществить на практике создание
жизненной силы с помощью Такэмусю Айки” (“Осознанное Айки”).
Во время
и после Второй мировой войны Уэсиба посвятил всего себя сельскому
хозяйству и поискам совершенства в соответствии с идеалами Такэмусю Айки.
В его сердце постоянно жила вера, что путь бу-до - это путь сострадания,
что задача истинного самурая - обеспечить мир и защиту жизни на Земле.
Исполненный печали из-за страданий и разрушений, которые принесла война, он
много часов проводил в молитвах. Уэсиба достиг уровня духовного
осознания, который был доступен очень немногим, но, несмотря на это, он
продолжал свои поиски силы, которую несёт истина. Не имея фактически никаких
доходов, он жил в крайней бедности, но продолжал тренировать тело и дух и
обрабатывать землю.
1945 год.
Япония капитулировала. Оккупационные власти запретили все виды боевых искусств
(кроме каратэ). Организация Кобукай была распущена.
1948 год.
Уэсиба и его последователи вновь объединились. До-дзё вместо
“Кобукан до-дзё” было названо по имени Основателя Айки-до
“Айкикай” и его возглавил сын Основателя Киссёмару Уэсиба. Опять
возобновилась его активная работа, и учение Айки-до стало быстро
распространяться среди населения. Уэсиба, которого теперь уважительно
называли О-Сэнсэй (Великий Учитель), продолжал жить в Иваме.
Руководя жизнью до-дзё и занимаясь земледелием и продолжая в то же время
постоянно тренироваться и молиться за мир во всем мире. Время от времени он по
приглашению своих учеников приезжал в Токио, где читал лекции о принципах
Айки-до и обучал его техникам.
А вскоре
был снят запрет на бу-до.