Приёмы
у-шу развивались по двум основным направлениям: канг-фа, в котором
практиковались преимущественно удары и блоки, и чоу-фа, в котором
разрабатывались различные броски, захваты и болевые приёмы.
Большое
влияние на формирование и развитие школ у-шу оказала практика
религиозного даосизма. Так считается, что даосский монах Чжан
Саньфэн, живший во время правления династии Южная Сун (1127-1279
гг.) создал тайцзи-цюань, один из наиболее известных в настоящее время
"внутренних" стилей у-шу. Легенда гласит, что он сформулировал свои
принципы, наблюдая за схваткой цапли и змеи. Согласно легенде, в плавных, мягких
защитных движениях змеи и птицы он увидел воплощение даосской идеи достижения
победы путём уступок.
К
XVI-XVII векам у-шу распространилось за пределы Китая. Приблизительно в
середине XVII века приёмы у-шу проникают в Окинаву и в Японию, где
стимулируют развитие окинавского каратэ (в старом прочтении переводилось
с японского как "китайская рука") и японского дзю-дзюцу.
Что
касается Японии, то первые упоминания о японской борьбе есть в Нихон Соку
- японских хрониках. Легенды же гласят, что право жить на своих островах японцы
заслужили благодаря победе бога Такэмикадзуки над вождём враждебного
племени в схватке по борьбе.
Национальная борьба сумо - один из самых популярных видов спорта в
Японии. Раньше сумо служило средством подготовки воинов. Из сумо
выделились различные боевые приёмы, которые практиковались самураями как
средство нападения и самозащиты. В дальнейшем постепенно складывались более
гуманные правила соревнований.
В XVII
веке Япония имела сформированные на базе приёмов сумо оригинальные
системы самозащиты: "Когосоку-косино-мовари", которую создал борец
Такеноути Хисамори, и "Явара" - предположительный автор Секигуди
Дзюсин. К этим родоначальным формам самообороны была добавлена эффективная
техника китайских стилей у-шу.
Здесь
следует отметить, что все системы единоборств развивались в строгой секретности.
Например, каждый клан самураев имел, на ряду со своей символикой, и свой стиль
дзю-дзюцу. И лишь в конце ХІХ века, после буржуазной революции,
единоборства стали достоянием всех желающих их изучать. Самураи, потеряв свою
власть, величие, право ношение оружия, а также средства к существованию, стали
обучать единственному, что они умели - убивать. А в начале ХХ века в Японии было
созданы такие ныне популярные стили единоборств как каратэ-до (в нынешнем
прочтении переводится как "путь пустой руки" и в настоящее время имеет
множество направлений и стилей) и дзю-до.
Что же
касается Айки-до, то оно, по существу, современное выражение Японских
боевых искусств (бу-до). Его ортодоксальность в том, что оно основано на
духовных и боевых традициях древней Японии, впервые упоминаемых в исторических
трудах и художественной литературе
VIII
века - произведениях "Кодзики" (Летопись событий древности) и "Нихон
ги" (Хроника Японии). Это не значит, что Айки-до слепо
следует традициям древних боевых искусств, просто сохраняя и поддерживая их
исходную форму в современных условиях.
Древние
боевые искусства имеют историческую и культурную основу, берущую начало в
сражениях гражданской войны, и формализованную как бу-до, Путь
боевых искусств, в период правления династии Токугава (1603-1868).
Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей исходной форме они
неприемлемы для современных людей и им нет места в современную эпоху, которая
для Японии началась с восстановления династии Мейдзи в 1868 г.
Основатель Айки-до, Учитель Уэсиба Морихэй, живя в бурное время
модернизации Японии, посвятил себя созданию боевого искусства, которое
отвечало бы потребностям обычных людей, но не было бы анахронизмом. Действия
Учителя Уэсибы были основаны на следующих принципах: огромная любовь к
традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были неправильно
поняты, и глубокое желание дать новую жизнь духовному качеству бу-до. Он
шёл к этой цели долгим путём, основанным на постоянной тренировке в боевых
искусствах с целью пронести истины бу-до через события современной
истории Японии.
Учитель Уэсиба, безусловно, считал, что истинный дух
бу-до не может быть связан с атмосферой конкуренции и борьбы, когда
доминирует грубая сила и первостепенная цель - победа любой ценой. Он считал,
что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как
телесного, так и духовного, за счёт накопления опыта и тренировки на основе духа
боевых искусств. Для него только такое истинное проявление бу-до имело
право на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или
эпохи. Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному положению:
соединение фундаментальной созидательной силы ки, пронизывающей
вселенную, и индивидуальной ки, неотделимой от энергии дыхания каждого
отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума достигается
состояние гармонии индивидуальной и универсальной ки, которое проявляется
в динамичном движении потока энергии ки, свободного и текучего,
неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии, включенная в
Айки-до.