Многие справочники по боевым искусствам в качестве
одного из
стилей ушу называют стиль обезьяны. Hо существует ли он
вообще?
С давних времен чтобы подчеркнуть ловкость человека
китайцы
сравнивают его с обезьяной. Однако это вовсе не
означает, что
любой мастер, называемый в хрониках "обезьяной",
щанимается
стилем обезьяны.
Иногда можно встретить упоминания, что в такой-то
хронике
описывается тренировка, скажем, шаолиньских монахов,
которые
делали обезьяньи движения или ``двигались подобно
обезьянам".
Однако это вполне может оказаться просто образным
описанием
ловких движений.
В некоторых старых хрониках имеются упоминания, что
там-то и
там-то такой-то мастер владел "хоуцюань" (кулаком
обезьяны).
Однако большое количество диалектов китайского языка
позволяет
усомниться в правильности записи со слуха названия
стиля
проезжавшим мимо автором (на подобные ошибки указывают
даже сами
китайские историки ушу).
Реальное положение вещей состоит в том, что крупного
единого
стиля обезьяны в Китае не существовало. Существовали
комплексы в
отдельных стилях, приемы в которых строились на
подражании
движениям обезьяны. Возможно, что в отдельных местах
существовали
небольшие локальные стили, созданные местными
мастерами в
подражание обезьянам. Попытаемся собрать имеющуюся
информацию.
Hесомненно существовал комплекс "кулак обезьяны" в
шаолиньском
ушу. Описание комплекса "шаолинь хоуцюань" не раз
приводил в
своих книшах Дэцянь, опубликовавший многие
материалы из
шаолиньских архивов. Еще более важным свидетельством
является
видеофильм "Героическая мощь Шаолиня" из КHР-гонконговской
серии
документальных фильмов "Ушу шицзе" ("Мир ушу").
Среди
многочисленных показательных выступлений
спортсменов,
демонстрирующих "кулак обезьяны" из современной
гимнастики ушу
там вклинилась уникальная видеозапись старого
мастера,
демонстрирующего традиционный обезьяний комплекс. Отчетлива
видна
разница традиции и современности: если современные
спортсмены
более всего озабочены "обязьянностью" движений, то в
исполнении
мастера идут реальные боевые приемы, "одетые в обезьяньи
одежды".
Существует "форма обезьяны" в синъицюань - в качестве
подраздела
"12 форм животных". Форма обезьяны считается одной из
самых
сложных в синъицюань. Она воплощает собой легкость,
подвижность и
изворотливость обезьяны. Здесь нельзя использовать
силовые
движения, излишнее напряжение.
В хрониках стиля уцзухэянцюань (кулак пяти предков и
учителя Хэ
Яна) говорится, что одним из "пяти предков" стиля является
"кулак
обезьяны". Однако где был изучен этот "кулак обезьяны"
создателем
стиля - неизвестно.
Рассказывают, что стиль "дайсянь пигуацюань" (кулак
рубки и
подвешивания выполненных великим святым) был создан в
XIX веке
мастером Гу Цзэ, и что другое название этого стиля -
"хоуцюань"
(кулак обезьяны). Согласно легенде, однажды этот мастер
стиля
пигуацюань попал в тюрьму. Даже будучи в заключении
он не
прекращал тренировок, но оковы сильно стесняли
движения, не
позволяя выполнять характерных для пигуацюань размашистых
рубящих
ударов, и ему пришлось изменить приемы, приспосабливая
их к
имеющимся условиям.
Помимо них, можно считать, что существует "театральный
стиль
обезьяны". Дело в том, что одним из популярнейших
героев
китайского фольклора является царь обезьян Сунь Укун,
один из
главных героев романа "Путешествие на запад".
Существует
множество пьес, в которых Сунь Укун с помощью своего
шеста
расправляется с полчищами демонов и совершает множество
других
подвигов. Чтобы хорошо исполнять роль Сунь Укуна,
актерам
приходилось умело драться на сцене, и при этом
сохранять
"обезьянность" движений.
В 1950-х годах, когда создавалась спортивная
гимнастика ушу,
появился и спортивный стиль обезьяны. Его создателем
был Сяо
Инпэн, прозванный впоследствии "царем обезьян".
Придуманный им
комплекс был опубликован на английском языке, и с тех
пор это
описание не раз переиздавалось в различных странах мира,
в том
числе и на русском языке. Это красивый комплекс с
акробатическими
элементами, но к боевому искусству никакого отношения не
имеет.
Помимо комплекса без оружия Сяо Инпэн разработал
также и
"обезьяний" комплекс с мечом-дао.
В 1960-х годах дело Сяо Инпэна продолжил другой спортсмен
- Ван
Цзиньбао, впоследствии - неоднократный чемпион КHР. Он
вспомнил
легенды о Сунь Укуне, и на базе разработок Сяо Инпэна
создал
комплекс "шест обезьяны", который сегодня является одним из
самых
популярных в мире комплексов гимнастики ушу. Этот комплекс
помог
ему не только сделать карьеру в спорте, Ван еще и снялся
в ряде
кинофильмов-боевиков.
Спортивный "кулак обезьяны" является одним из самых
зрелищных
видов гимнастики ушу, кинопохождения бойцов стиля обезьяны
также
пользовались любовью публики, в результате в разных
странах мира
(в особенности - в США) появились учителя, которые стали
обучать
доверчивых учеников "настоящему боевому стилю обезьяны"
и даже
выпускать учебные видеофильмы. К сожалению, истинных
мастеров
стиля обезьяны - считанные единицы, и те из них, что еще
живы,
живут в китайской глубинке, а их мастерство
практически
неизвестно широким массам.